- Главная
- →
Журнал- →
Наталья Кудряшова : русский характерНаталья Кудряшова : русский характер
Михаил РузмановTHR расспросил актрису о впечатлениях от награды, про вечеринку с Альфонсо Куароном и жизнь в провинции.Проснуться знаменитой, да еще в Венеции — на одном из самых престижных кинофестивалей! Приз Натальи Кудряшовой за актерскую игру в программе «Горизонты» для многих стал неожиданностью и открытием, в том числе и для самой героини интервью. THR расспросил ее о впечатлениях от награды, про вечеринку с Альфонсо Куароном и жизнь в провинции.
Наталья Кудряшова приехала покорять Москву в 2001 году из Нижнего Новгорода, где окончила театральное училище. В столице она поступила в лабораторию к признанному мэтру Анатолию Васильеву, у которого она играла в пьесах Чехова, Шекспира, Манна.
Позже Наталья стала сотрудничать с МХТ им. Чехова, а в 2011-м была номинирована на «Золотую маску». Три года назад она сняла фильм «Пионеры-герои», сценарий к которому написала сама и сама же сыграла там главную роль. Эта картина в итоге была номинирована в категории «Лучший дебют» на Берлинале.
В фильме Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех», принесшем Кудряшовой венецианского «Льва» за лучшую женскую роль, она сыграла беременную жену смертельно больного егеря.
Каковы были ваши первые эмоции после победы?
Я, конечно, не ожидала. Нас остановили за несколько часов до вылета. Мы должны были улетать, я проснулась утром и подумала: как-то все быстро прошло, уезжать не хочется. Выложила в Фейсбуке пост: «Венеция, тебя как-то мало». Пошли с мужем (оператор Василий Григолюнас, — THR) гулять до вечера, потому что выехали из отеля в полдень… И тут мне наш продюсер Екатерина Филиппова говорит: надо срочно менять билеты и оставаться.
Объяснила, почему?
Сказала, что скорее всего у меня будет приз. Мне не верилось, я нервничала. И весь этот и следующий день до церемонии очень волновалась. Классно, что церемония закрытия в Венеции проходит очень лаконично: нет никаких песен, плясок, лирических отступлений — сейчас споет один певец, потом другой, а мы все будем сидеть и переживать. Там просто выходят и говорят: так, сейчас мы будем объявлять победителей. Ну и первой мыслью, когда написали на большом экране, что я лучшая актриса, было: все, сейчас я умру прямо здесь в зале. Потом объявили, и меня, конечно, накрыл шквал эмоций. Я выхожу на сцену Венецианского кинофестиваля, в зале Наоми Уоттс, Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон, Терри Гиллиам… Это непередаваемые ощущения.
Удалось с ними пообщаться? Знаю, что они вас поздравляли.
Да, после окончания церемонии спускается Наоми Уоттс, подходит ко мне и говорит: поздравляю, вы «вэри дип», «бриллиант», еще много лестных слов. Не успеваю обернуться, меня поздравляет уже Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон говорит мне про то, что у меня невероятно глубокая сильная роль… А я думаю: боже мой, что происходит вообще? Потом мы все вместе сидели на фуршете. Я смотрела на Дефо и думала: это же парень из «Антихриста», почему я сижу рядом с ним?
Как Наталья Меркулова и Алексей Чупов объяснили вам основной месседж картины?
Мне уже по сценарию все было ясно, как, по-моему, любому человеку, который понимает, насколько хрупка жизнь. Еще я сразу поняла, что это тяжелая роль, — там не получится заплакать, просто послушав грустную музыку, как делают некоторые актрисы. Осознавала, что нужно нырять в историю Егора и Наташи с головой, а делать этого не хочется, потому что это пограничные вещи, связанные со смертью.
Как вам работалось с двумя режиссерами сразу? Тем более что вы сами режиссер.
Отлично. Я разграничиваю эти две свои профессии. Знаю зону ответственности актера и никогда не перехожу на территорию режиссуры, не начинаю что-то советовать… Я дисциплинированная. (Смеется.) С ребятами у нас с самого начала было четкое понимание того, что мы делаем. Как только я первый раз прочитала сценарий, то подумала: ну какие мы с Женей Цыгановым деревенские жители? Поставьте нас рядом и просто посмотрите. Понимала, что либо в это нужно вживаться — говор, пластика, все прочее, либо взять как-то по-другому. И я предложила свое видение роли.
И каково оно?
Мы поговорили о том, что нужно выводить историю за рамки деревенского бытописания, потому что здесь речь идет о вещах, которые над бытом. Моя героиня — она вся про жизнь, про любовь. Именно Наташа протягивает Егору ниточку жизни, когда он стоит уже по ту сторону… Ну и еще у нас там всякие свои секреты были.
Раскройте хотя бы один?
Это будет смешно. (Смеется.) Я сказала, что нужно вытащить наружу весь идиотизм, который есть у меня внутри. По поводу любви к жизни и к человеку. Не идиотизм, конечно, а какую-то безграничность, внутренний «захлеб», который есть, наверное, у каждой женщины, когда она влюблена и по-настоящему созидает. Я говорила, что нужно попытаться сделать героиню максимально не бытовой. Искала примеры, вспоминала роли. Мне кажется, и в Джульетте это есть — земная, жадная жизненная энергия любви. Я хотела сделать героиню легкой, смешной.
Согласны с мнением коллег, что в этой роли вам удалось показать истинно русский женский характер? Женщину, которая может быть слабой и сильной одновременно?
Мне кажется это больше, чем истинно русское, больше привязки к географии. Мы говорили с Наташей и Лешей о том, что, вообще, есть какая-то параллель между тем, что герой переодевается именно в женщину, про женскость природы и жизни. Жизнь она же женского рода. И наверное, это история про вечное начало, которое, конечно, связано с женщиной.
Победу в Венеции вы посвятили маме.
Она прекрасная. У нас такая безусловная любовь с детства, мы не совсем, наверное, мама и дочь. Скорее, подружки. Я называю ее Ира. (Улыбается.) Мама в курсе всего, что со мной происходит. Я с ней часто советуюсь. Она у меня очень творческий человек, абсолютный созидатель, великий оптимист. При том, что я довольно депрессивный человек. На самом деле, я в этой роли многое от нее взяла, потому даже в самых сложных ситуациях моя мама — как раз тот человек, который не даст упасть.
Не раз бывало, что актеры пробивались лишь после того, как писали сами под себя сценарий. Так было с Сильвестром Сталлоне, Мэттом Дэймоном, Беном Аффлеком. Полнометражным режиссерским и сценарным дебютом «Пионеры-герои», где сыграли главную роль, вы в свое время занялись из этих же побуждений?
Я вообще хотела другую актрису! Просто у меня было мало денег, а я снималась бесплатно. В какой-то момент мне в актерской профессии стало скучно, хотя были главные роли во МХАТе и Театре Васильева. Особенно, после ухода Анатолия Александровича из театра. Я ведь пришла к нему.
Он много вам дал?
Да, перебравшись в Москву, я поступила к Васильеву в лабораторию, и на четыре года оказалась запертой в секте. Настоящей театральной. Мы там занимались текстами Платона, тай чи (китайская гимнастика, — THR), всевозможными практиками… Анатолий Александрович великий педагог и режиссер, очень многие вещи, которые он нам давал, были режиссерскими, а не актерскими. Я нашла театр своей мечты. Концептуальный театр. Уход Васильева в 2006 году был для меня полной неожиданностью — я перестала понимать, что делать дальше. И наверное, тогда и стала думать о режиссуре. А в 2010-м поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Хотиненко.
Какова ситуация сейчас? После Венеции на вас наверняка посыпятся предложения.
Минкульт дал мне денег на второй фильм, но их недостаточно для запуска, и я сейчас нахожусь в поиске дополнительного финансирования. Все мои мысли — об этом. Я надеюсь, что венецианский «Лев» поможет мне найти необходимые средства.
Читал, что ваш новый фильм «Герда» будет про современную Психею.
Это история про попытки выйти за рамки обыденности, покинуть «аквариум». Дело происходит в провинции, главная героиня — девушка, которая пытается вырваться из тисков жизненных обстоятельств. Мы собираемся визуализировать человеческую душу и рассказать о ней. Мне кажется, это уникальная идея. «Герда» про то, что, благодаря душе — этой невидимой никем, нематериальной субстанции — мы и верим во что-то, надеемся. Она позволяет нам, несмотря ни на что, двигаться вперед. Потому что если на самом деле ничего кроме биологической жизни тела не существует, то жизнь достаточно грустная штука.
Черпали вдохновение в воспоминаниях о жизни в Нижнем?
Провинция неискоренима, она всегда с тобой. Мало того, Нижний Новгород же до 90-х был закрытым городом, там строили подводные лодки. Город Горький — я никогда его не любила. Это правда довольно жесткое место. «Город каменный, люди железные». Самое сложное было вырваться. Я помню это ощущение, когда ты хочешь, у тебя есть силы, но нет материальных возможностей. Или есть обстоятельства, которые тебя не пускают. Когда писала недавно синопсис по «Герде», думала: интересно, а иностранцам понятно, почему три сестры не уехали в Москву? Потому что провинция проникает в кровь. Самое сложное — совершить переход, побег. И в моем фильме многие мои мысли — про это.
«Человек, который удивил всех»
«ПРОвзгляд» / Россия, Эстония, Франция / Режиссеры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов / В ролях: Евгений Цыганов, Наталья Кудряшова, Юрий Кузнецов, Павел Майков, Василий Попов, Алексей Филимонов / Премьера 25 октября
Материалы по теме
Сериал Гоголь станет фильмом-закрытием кинофестиваля «Движение»
19 апреля 2017 / Редакция THR RussiaПятый Национальный кинофестиваль дебютов «Движение», который пройдет в Омске с 25 по 29 апреля, представляет внеконкурсную программу смотра.
КомментироватьРецензия: «Салют-7» с Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко
12 октября 2017 / Дмитрий КарпюкГероический космический блокбастер, за который не стыдно.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: