Наталья Кудряшова : русский характер

Наталья Кудряшова : русский характер
Наталья Кудряшова

Проснуться знаменитой, да еще в Венеции — на одном из самых престижных кинофестивалей! Приз Натальи Кудряшовой за актерскую игру в программе «Горизонты» для многих стал неожиданностью и открытием, в том числе и для самой героини интервью. THR расспросил ее о впечатлениях от награды, про вечеринку с Альфонсо Куароном и жизнь в провинции.

Наталья Кудряшова приехала покорять Москву в 2001 году из Нижнего Новгорода, где окончила театральное училище. В столице она поступила в лабораторию к признанному мэтру Анатолию Васильеву, у которого она играла в пьесах Чехова, Шекспира, Манна.

Позже Наталья стала сотрудничать с МХТ им. Чехова, а в 2011-м была номинирована на «Золотую маску». Три года назад она сняла фильм «Пионеры-герои», сценарий к которому написала сама и сама же сыграла там главную роль. Эта картина в итоге была номинирована в категории «Лучший дебют» на Берлинале.

В фильме Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех», принесшем Кудряшовой венецианского «Льва» за лучшую женскую роль, она сыграла беременную жену смертельно больного егеря.

На Наталье: пиджак - Forel, босоножки - Nissa

Каковы были ваши первые эмоции после победы?

Я, конечно, не ожидала. Нас остановили за несколько часов до вылета. Мы должны были улетать, я проснулась утром и подумала: как-то все быстро прошло, уезжать не хочется. Выложила в Фейсбуке пост: «Венеция, тебя как-то мало». Пошли с мужем (оператор Василий Григолюнас, — THR) гулять до вечера, потому что выехали из отеля в полдень… И тут мне наш продюсер Екатерина Филиппова говорит: надо срочно менять билеты и оставаться.

Объяснила, почему?

Сказала, что скорее всего у меня будет приз. Мне не верилось, я нервничала. И весь этот и следующий день до церемонии очень волновалась. Классно, что церемония закрытия в Венеции проходит очень лаконично: нет никаких песен, плясок, лирических отступлений — сейчас споет один певец, потом другой, а мы все будем сидеть и переживать. Там просто выходят и говорят: так, сейчас мы будем объявлять победителей. Ну и первой мыслью, когда написали на большом экране, что я лучшая актриса, было: все, сейчас я умру прямо здесь в зале. Потом объявили, и меня, конечно, накрыл шквал эмоций. Я выхожу на сцену Венецианского кинофестиваля, в зале Наоми Уоттс, Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон, Терри Гиллиам… Это непередаваемые ощущения.

На Наталье: платье - Forel

Удалось с ними пообщаться? Знаю, что они вас поздравляли.

Да, после окончания церемонии спускается Наоми Уоттс, подходит ко мне и говорит: поздравляю, вы «вэри дип», «бриллиант», еще много лестных слов. Не успеваю обернуться, меня поздравляет уже Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон говорит мне про то, что у меня невероятно глубокая сильная роль… А я думаю: боже мой, что происходит вообще? Потом мы все вместе сидели на фуршете. Я смотрела на Дефо и думала: это же парень из «Антихриста», почему я сижу рядом с ним?

Как Наталья Меркулова и Алексей Чупов объяснили вам основной месседж картины?

Мне уже по сценарию все было ясно, как, по-моему, любому человеку, который понимает, насколько хрупка жизнь. Еще я сразу поняла, что это тяжелая роль, — там не получится заплакать, просто послушав грустную музыку, как делают некоторые актрисы. Осознавала, что нужно нырять в историю Егора и Наташи с головой, а делать этого не хочется, потому что это пограничные вещи, связанные со смертью.

На Наталье: платье - Forel

Как вам работалось с двумя режиссерами сразу? Тем более что вы сами режиссер.

Отлично. Я разграничиваю эти две свои профессии. Знаю зону ответственности актера и никогда не перехожу на территорию режиссуры, не начинаю что-то советовать… Я дисциплинированная. (Смеется.) С ребятами у нас с самого начала было четкое понимание того, что мы делаем. Как только я первый раз прочитала сценарий, то подумала: ну какие мы с Женей Цыгановым деревенские жители? Поставьте нас рядом и просто посмотрите. Понимала, что либо в это нужно вживаться — говор, пластика, все прочее, либо взять как-то по-другому. И я предложила свое видение роли.

И каково оно?

Мы поговорили о том, что нужно выводить историю за рамки деревенского бытописания, потому что здесь речь идет о вещах, которые над бытом. Моя героиня — она вся про жизнь, про любовь. Именно Наташа протягивает Егору ниточку жизни, когда он стоит уже по ту сторону… Ну и еще у нас там всякие свои секреты были.

На Наталье: платье - Forel

Раскройте хотя бы один?

Это будет смешно. (Смеется.) Я сказала, что нужно вытащить наружу весь идиотизм, который есть у меня внутри. По поводу любви к жизни и к человеку. Не идиотизм, конечно, а какую-то безграничность, внутренний «захлеб», который есть, наверное, у каждой женщины, когда она влюблена и по-настоящему созидает. Я говорила, что нужно попытаться сделать героиню максимально не бытовой. Искала примеры, вспоминала роли. Мне кажется, и в Джульетте это есть — земная, жадная жизненная энергия любви. Я хотела сделать героиню легкой, смешной.

Согласны с мнением коллег, что в этой роли вам удалось показать истинно русский женский характер? Женщину, которая может быть слабой и сильной одновременно?

Мне кажется это больше, чем истинно русское, больше привязки к географии. Мы говорили с Наташей и Лешей о том, что, вообще, есть какая-то параллель между тем, что герой переодевается именно в женщину, про женскость природы и жизни. Жизнь она же женского рода. И наверное, это история про вечное начало, которое, конечно, связано с женщиной.

На Наталье: платье - Forel

Победу в Венеции вы посвятили маме.

Она прекрасная. У нас такая безусловная любовь с детства, мы не совсем, наверное, мама и дочь. Скорее, подружки. Я называю ее Ира. (Улыбается.) Мама в курсе всего, что со мной происходит. Я с ней часто советуюсь. Она у меня очень творческий человек, абсолютный созидатель, великий оптимист. При том, что я довольно депрессивный человек. На самом деле, я в этой роли многое от нее взяла, потому даже в самых сложных ситуациях моя мама — как раз тот человек, который не даст упасть.

Не раз бывало, что актеры пробивались лишь после того, как писали сами под себя сценарий. Так было с Сильвестром Сталлоне, Мэттом Дэймоном, Беном Аффлеком. Полнометражным режиссерским и сценарным дебютом «Пионеры-герои», где сыграли главную роль, вы в свое время занялись из этих же побуждений?

Я вообще хотела другую актрису! Просто у меня было мало денег, а я снималась бесплатно. В какой-то момент мне в актерской профессии стало скучно, хотя были главные роли во МХАТе и Театре Васильева. Особенно, после ухода Анатолия Александровича из театра. Я ведь пришла к нему.

На Наталье: платье - Forel

Он много вам дал?

Да, перебравшись в Москву, я поступила к Васильеву в лабораторию, и на четыре года оказалась запертой в секте. Настоящей театральной. Мы там занимались текстами Платона, тай чи (китайская гимнастика, — THR), всевозможными практиками… Анатолий Александрович великий педагог и режиссер, очень многие вещи, которые он нам давал, были режиссерскими, а не актерскими. Я нашла театр своей мечты. Концептуальный театр. Уход Васильева в 2006 году был для меня полной неожиданностью — я перестала понимать, что делать дальше. И наверное, тогда и стала думать о режиссуре. А в 2010-м поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Хотиненко.

Какова ситуация сейчас? После Венеции на вас наверняка посыпятся предложения.

Минкульт дал мне денег на второй фильм, но их недостаточно для запуска, и я сейчас нахожусь в поиске дополнительного финансирования. Все мои мысли — об этом. Я надеюсь, что венецианский «Лев» поможет мне найти необходимые средства.

На Наталье: платье - Forel

Читал, что ваш новый фильм «Герда» будет про современную Психею.

Это история про попытки выйти за рамки обыденности, покинуть «аквариум». Дело происходит в провинции, главная героиня — девушка, которая пытается вырваться из тисков жизненных обстоятельств. Мы собираемся визуализировать человеческую душу и рассказать о ней. Мне кажется, это уникальная идея. «Герда» про то, что, благодаря душе — этой невидимой никем, нематериальной субстанции — мы и верим во что-то, надеемся. Она позволяет нам, несмотря ни на что, двигаться вперед. Потому что если на самом деле ничего кроме биологической жизни тела не существует, то жизнь достаточно грустная штука.

Черпали вдохновение в воспоминаниях о жизни в Нижнем?

Провинция неискоренима, она всегда с тобой. Мало того, Нижний Новгород же до 90-х был закрытым городом, там строили подводные лодки. Город Горький — я никогда его не любила. Это правда довольно жесткое место. «Город каменный, люди железные». Самое сложное было вырваться. Я помню это ощущение, когда ты хочешь, у тебя есть силы, но нет материальных возможностей. Или есть обстоятельства, которые тебя не пускают. Когда писала недавно синопсис по «Герде», думала: интересно, а иностранцам понятно, почему три сестры не уехали в Москву? Потому что провинция проникает в кровь. Самое сложное — совершить переход, побег. И в моем фильме многие мои мысли — про это.

«Человек, который удивил всех»

«ПРОвзгляд» / Россия, Эстония, Франция / Режиссеры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов / В ролях: Евгений Цыганов, Наталья Кудряшова, Юрий Кузнецов, Павел Майков, Василий Попов, Алексей Филимонов / Премьера 25 октября

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus