Одиссея капитана Кубрика

Режиссеров, которые умеют снимать каждый свой фильм в новом жанре так, что эта картина становится его вершиной, — единицы. Именно это получилось у Стэнли Кубрика, чья картина «2001 год: Космическая одиссея» отмечает 2 апреля полувековой юбилей и считается лучшей фантастической лентой в истории кино. Отмотав пленку на полвека назад, THR попытался ответить на вопрос, почему лента Кубрика до сих пор выглядит современно и революционно.
За последние полвека жанр научной фантастики настолько поменялся и прогрессировал, что сейчас сложно представить, какой бомбой стала «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика в 1968 году. Тем более что само обращение режиссера к рассказу Артура Кларка «Часовой», напечатанному в 1951-м (Кларк стал и соавтором сценария), было неожиданным.
В то время Кубрик брал один профессиональный Эверест за другим: подряд сделал классический фильм меча и сандалий («Спартак», 1960); образцовую, хотя и с допущениями для Голливуда той эпохи экранизацию скандального романа, который считался «неснимабельным» («Лолита», 1962); и лучшую политическую сатиру («Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1963)... Именно после премьеры последнего режиссер встретился с Кларком, у которого была репутация нелюдимого, живущего в деревне отшельника (к счастью, это оказалось не так), и почти четырехлетняя работа над «Космической одиссеей» началась.
Кажется, что в шедевре Кубрика нет ничего, что могло бы сделать его успешным по меркам 1960-х. Хотя желание снять высокобюджетный ($12 млн тогда были солидными деньгами даже для Голливуда) сайенс-фикшн, считавшийся мусорным жанром про зеленых пришельцев, полностью совпадало с тенденцией десятилетия.
Если в 1950-х, когда мировые экономики восстанавливались после Второй мировой войны, люди были сосредоточены на быте, то в 1960-е все устремились к звездам — вслед за спутником и Юрием Гагариным. Поколение молодежной революции бредило космосом с его бесконечностью и чистыми линиями, которые нашли свое воплощение, например, в дизайне — от одежды до автомобилей. Осталось лишь дать этому времени киновоплощение. И кому еще это было сделать, как не Стэнли Кубрику?
На современный взгляд, «Космическая одиссея» — очень необычный фильм. Во-первых, его длина — 2 часа 25 минут: многие зрители до сих пор не готовы проводить столько времени в кинозале (164-минутный хронометраж недавнего «Бегущего по лезвию 2049» назвали одной из причин коммерческого неуспеха картины. — THR). Во-вторых, в прологе довольно долго виден лишь черный экран, а на такие эксперименты готовы артхаусные режиссеры, но никак не голливудские продюсеры.
Первое слово произносится только на 26-й минуте. В картине очень мало диалогов, и по ощущению это вообще «немое» кино — в том смысле, что реплики не очень важны для сюжета, а самый эмоциональный текст произносит машина, компьютер HAL 9000, а не герой из плоти и крови. Место разговоров занимает здесь музыка — классика и авангард, но и она не использована как обычный саундтрек.
Поначалу режиссер заказал оригинальную мелодию композитору Алексу Норту, с которым сотрудничал на «Спартаке», но в итоге ее не задействовал, ничего ему не сказав, чем очень расстроил. Взамен Кубрик взял для пролога первые аккорды симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896-м, а для показа космических достижений и финальных титров выбрал вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса. Ход был гениальным: создалось ощущение, будто звук призван не дополнить картинку и вызвать у нас эмоции, а напротив — усилить холодность космоса за счет известных композиций, существующих вне изображения.
Это визуальный мир, который сейчас почти целиком ушел в научно-популярные телефильмы и документалистику, но никак не в игровое кино. И тем не менее трудно себе представить картину, больше повлиявшую на дальнейшую историю кинематографа, чем «Одиссея» Кубрика. «Космическая одиссея» — не только рассказ о божественном вмешательстве в эволюцию человека.
Это история о вырвавшемся из-под контроля искусственном разуме — и именно эта тема будет одной из самых популярных в кинематографе последних десятилетий. На ум тут же приходит масса примеров — от «Терминатора» Джеймса Кэмерона до «Луны 2112» Дункана Джонса. «Звездные войны» и «Гравитацию» невозможно представить без «Космической одиссеи», а мотивы попадания за пределы бесконечности были заимствованы Кристофером Ноланом для «Интерстеллара».
С помощью загадочных прямоугольных параллелепипедов, которые появляются то тут, то там, Кубрик вносит понятие Бога вместо того, чтобы показывать его антропоморфным и сидящим на облаке, как это обычно принято в кино. По-своему «Космическая одиссея» — тот же античный сюжет, только «если у древних греков были безбрежные моря, то для нашего поколения такая же тайна — космос», — объяснял позже Артур Кларк.
Сделать подобный мейнстримный фильм в 1968-м, когда сай-фай-кино находилось в загоне, было смелым поступком, который оправдался с лихвой — собрав в американском прокате больше $50 млн (в мире — около $190 млн), «Одиссея» стала самой кассовой картиной года, доказав, что чистое искусство может быть коммерчески успешным.
Съемки закончились в 1967-м, после чего Кубрик занялся добавлением 205 спецэффектов, которые не выглядят старомодными и сейчас, потому что почти незаметны — редчайший случай даже для современного кино. Монтаж был закончен только в марте 1968-го — всего за пару недель до премьеры в вашингтонском театре «Аптаун» 2 апреля. Боявшийся летать режиссер доделывал фильм в дороге, на корабле. 6 апреля «Космическая одиссея» вышла в прокат.
Авторитетнейший американский кинокритик Роджер Эберт, присутствовавший на одном из первых показов в Лос-Анджелесе, позже вспоминал, что актер Рок Хадсон ушел из кинозала со словами: «Кто-нибудь вообще понимает, что происходит в этом фильме?» — настолько непривычным был нарратив «Космической одиссеи». Впрочем, Кубрик сам признал, что картину стоит сократить, и вырезал 17 минут — в том числе сцену урока живописи в детском саду на Луне, где сыграли его дочери.
Рок Хадсон и другие не принявшие ленту зрители оказались в меньшинстве. «Космическая одиссея» признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории кино (кстати, для того времени советская публика посмотрела его довольно быстро — 18 июля 1969 года он был показан во внеконкурсной программе на Московском международном кинофестивале). НАСА назвала в его честь космический аппарат, таким образом показав убедительность и правдивость картины.
Сцены посадки на Луну и движения астронавтов были так реалистичны, что пошли слухи, будто Кубрик снял в Неваде реальную историческую высадку «Аполлона» в следующем году. А в 2011-м компания Samsung в судебном разбирательстве с Apple апеллировала к тому, что в «Одиссее» можно было увидеть прообраз айпада.
В 1984-м режиссер Питер Хайамс снял сиквел «Космическая одиссея 2010» по второй книге Кларка, но история его не заметила, потому что в успехе любой картины важен тайминг — в 1980-е космос занимал публику гораздо меньше, чем в 1960-е, и, кроме того, в продолжении не было новизны и смелости фильма Кубрика.
Лента получила почетнейшие 94% хвалебных рецензий на агрегаторе киномнений Rotten Tomatoes. Почти через 30 лет после премьеры, в 1997-м, Роджер Эберт пересмотрел картину и нашел ее все такой же современной: «Гений Кубрика состоит не в том, что именно он нам показывает. Поражает то, как мало он нам показывает. Сводя мысль и сцену к ее сути, он подолгу ее держит, чтобы мы могли ее осознать и понять, используя свое воображение. „Космическая одиссея“ раздвинула рамки кино тем, что не предлагает героя, который добивается той или иной цели к финалу. Так фильм становится трансцендентальным переживанием, во время которого мы задумываемся о своем месте в мире».
С момента выхода в прокат «Космической одиссеи» прошло 50 лет, но ни об одном снятом за это время фильме нельзя сказать того же.
Материалы по теме
«Интерстеллар» Кристофера Нолана. Сквозь черную дыру
08 ноября 2014 / Владимир ЛукинЯрчайшие кинозвезды планеты Земля загорелись желанием украсить собой новый фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар». Но заслуга режиссера не только в этом — он амбициозно взялся реанимировать жанр научной фантастики. THR узнал, как Нолану помог родной брат, а также на что пришлось пойти, чтобы сохранить полную секретность проекта.
КомментироватьЭКСКЛЮЗИВ: Кто такой Дэвид Боуи? Уникальные и редкие высказывания артиста
10 января 2017 / Ян КрыловГод назад не стало великого Дэвида Боуи.THR собрал эксклюзивные высказывания музыканта, найденные в раритетных архивах выставки David Bowie Is. О смерти, своей самой значимой песне, старении и судьбе, любви к книгам и многом другом - Дэвид Боуи говорит сам за себя.
Альфонсо Куарон написал эссе о Стенли Кубрике
05 апреля 2018 / Сергей СергиенкоВ числе прочего режиссер объяснил, почему не пересматривал «2001: Космическая одиссея» во время съемок «Гравитации».
