Рецензия: «Два билета домой» Дмитрия Месхиева

Рецензия: «Два билета домой» Дмитрия Месхиева
Кадр из фильма «Два билета домой»

Дмитрия Месхиева практически невозможно определить в какую-либо систему координат. Даже если оставить за скобками его ленты 90-х, когда каждый выживал как мог, фильмография режиссера останется примером неустанного творческого поиска. Комедии «Механическая сюита», «Особенности национальной политики» и «Семь кабинок», криминальная драма «Дневник камикадзе», военный боевик «Свои», мелодрама «Человек у окна» и, наконец, военный эпик «Батальонъ» — за два десятка лет Месхиев перепробовал все жанры, кроме хоррора и фантастики. Не исключено, что и этот пробел будет закрыт.

Так или иначе, при всей своей внешней аскетичности «Два билета домой» — одна из самых его сложносочиненных картин. По ходу действия она мутирует из социальной драмы в триллер, а потом в роуд-муви и мелодраму. При этом на ум приходят то лучшие образцы позднего советского кино типа «Пацанов» Динары Асановой, то, наоборот, недавние голливудские драмы вроде «Августа» Джона Уэллса. Как и современное российское кино — например, «Ван Гоги» Сергея Ливнева, с которым Месхиев конкурировал в этом году на «Кинотавре».

Кадр из фильма «Два билета домой»

В центре сюжета — сирота, бойкая выпускница интерната, Люба Васнецова (Мария Скуратова). В девушку влюблен одноклассник Шило (Камиль Хардин), но она не воспринимает его всерьез, зато не по годам умело пользуется его чувствами. Сердце Любы отдано Артему (Евгений Ткачук), который выступает кармическим бумерангом: сиротка нужна ему лишь ради квартиры, ключи от которой она должна получить вместе с интернатским аттестатом.

Люба все для себя решила: сразу после выпускного она намерена перебраться в Питер и стать стюардессой. Но в ее планы вмешивается неожиданная новость. Оказывается, Васнецова — вовсе не круглая сирота. У нее есть отец (Сергей Гармаш, выступивший на проекте еще и как сценарист), который последние полтора десятка лет провел в тюрьме, осужденный за убийство ее матери. И хотя родителей девушка практически не помнила, в ее голове тут же созрел план мести — благо ей по случаю достается пистолет, а папашу очень удачно освобождают…

Кадр из фильма «Два билета домой»

Разумеется, выстрелить в живого человека, как бы ты его ни ненавидел, если до этого и оружие-то в руках не держал, не так просто, так что, собираясь с духом, Люба увязывается за угрюмым зеком, что выглядит странно и двусмысленно, из-за чего в какой-то момент дело чуть было не приводит к изнасилованию. И все же, несмотря на, мягко говоря, не самое лучшее начало, дочь в конце концов с удивлением обнаружит, что больше не хочет убивать отца, хотя разглядеть в нем что-то хорошее очень непросто.

Если поначалу главная героиня взаимодействует с большим количеством людей — Шило, Артем, сердобольная директор интерната Ада Петровна (Наталья Суркова), блаженная воспитательница Светлана Александровна (Ирина Рахманова), — то во второй половине фильма на экране работают двое — юная Мария Скуратова и настоящий мэтр отечественного кино Сергей Гармаш. И хотя заявление, что дебютантка начисто переиграла маститого коллегу, как некогда в аналогичной ситуации Леонардо ДиКаприо утер нос Роберту Де Ниро в «Жизни этого парня», было бы огромным авансом, нельзя не признать, что ее существование в кадре выглядит весьма уверенным и органичным. А без этого все усилия группы превратились бы в пшик.

Остальные актеры во главе с Гармашом отрабатывают прекрасно, но в первую очередь хочется отметить не их, а оператора Владимира Башту, снимавшего до этого ленты «Брестская крепость», «Географ глобус пропил» и «Время первых». Его манера непритязательна и даже несколько архаична — он обходится без нарочито крупных планов, излишних «красивостей», драматичных наездов, не заигрывается с гаджетами (а сейчас редкий фильм обходится без съемки с дрона), однако эта простота прибавляет происходящему достоверности.

«Два билета домой» — безусловно, не откровение. Неслучайно и на том же «Кинотавре» картина ничего не получила. Это просто добротное кино о любви, одиночестве и прощении. О том, что каждому из нас — вне зависимости от пола и возраста — нужна семья.

«Два билета домой»

«Наше Кино» / Россия / Режиссер: Дмитрий Месхиев / В ролях: Мария Скуратова, Сергей Гармаш, Камиль Хардин, Евгений Ткачук, Наталья Суркова, Ирина Рахманова, Ирина Розанова / Премьера 25 октября

Материалы по теме

  • Дмитрий Месхиев оставляет пост главы петербургского комитета по культуре

    26 июля 2012 / Денис Данилов

    Режиссер и продюсер освобождает должность, занимаемую им с декабря прошлого года.

    Комментировать
  • Сергей Гармаш: «Вне Москвы живу в другом ритме»

    07 июля 2017 / Михаил Рузманов

    THR отправился в Псков, чтобы узнать, чем живет сейчас Сергей Гармаш.

    Комментировать
  • «Кинотавр 2018»: два билета, тайга и живопись

    06 июня 2018 / Редакция THR Russia

    На фестивале в Сочи в этот день в фильмах было всего по два.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора