Рецензия: «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша

Рецензия: «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша
Кадр из фильма «Мектуб, моя любовь»

Долгожданный новый проект франко-тунисского режиссера Абделатифа Кешиша, обладателя «Золотой пальмовой ветви» за «Жизнь Адель», — длинный и невзыскательный рассказ о беззаботных курортных романах, случившихся в 1994 году в тихом средиземноморском городке, где развивалось действие фильма Кешиша «Кус-Кус и Барабулька».

Помимо уже опытного и известного Салима Кешьюша, работающего во французском кино и театре с середины 1990-х, каст состоит из готовых на все новичков, они, несомненно, почли за честь сниматься у режиссера, сделавшего звезд из Адели Экзаркопулос («Жизнь Адель») и Афсии Эрзи («Кус-Кус и Барабулька»). Последняя, кстати, появится в камео в ночном клубе, зажигающая на танцполе в самой беспредельно разгульной сцене.

Откровенный и почти прозрачный, особенно в сценах, где заняты женщины, «Мектуб, моя любовь» разожжет бурю критики своим беззастенчиво похотливым мужским взглядом, который не только может ударить по коммерческим перспективам фильма, но и повлиять на репутацию режиссера, и раньше баловавшегося продолжительными эротическими сценами — однако они, по крайней мере, были привязаны к ясному повествованию и убедительным персонажам.

Кадр из фильма «Мектуб, моя любовь»

Начинающий сценарист Амин (Шаин Бумедин), живущий в Париже, возвращается на юг на летние каникулы и сразу отправляется в дом к своей давней подруге Офели (Офели Бо), где застает ее за жарким сексом с его двоюродным братом Тони (Кешьюш). При этом у девушки есть жених, который служит в армии. Здесь Кешиш и оператор Марко Грациаплена фиксируют каждый вздох и всхлип любовников, не только показывая кузена как похотливого жеребца, но и одаривая повышенным вниманием тело его партнерши.

Несмотря на то что Амин позиционируется как главный протагонист, внимание постоянно переключается на Тони: он занимается дружеским сексом с Офели, первым подкатывает к новой знакомой Шарлотте (Алексия Шандар) на пляже и строит отношения еще с двумя девушками. Герой Бумедина же существует только как противоположность кузену. Ему некомфортно с прекрасным полом, он вежлив до крайности и не интересуется случайными связями.

Амин — тихий, мыслящий типаж, заинтересованный фотографией и кино. Когда на третьем часу фильма он просит Офели попозировать ему голышом, кажется, это исходит из подлинного художественного интереса, нежели из допущения, что он положил на нее глаз. Создается впечатление, что в заявленной второй части «Мектуба» герой совершит каминг-аут.

Как персонаж Амин прописан расплывчато, и не совсем ясно, чего он хочет от лета и жизни в целом, кроме общения с близкими и желания в один прекрасный день снять кино. С ним связано мало конфликтов, что делает Тони большей звездой, поскольку он небрежно разбивает сердца направо и налево, пользуясь огромным успехом у противоположного пола. Как изучение и сравнение двух типов мужчин фильм тоже проваливается, потому что один из них просто не интересен: герой Бумедина — чуткий и заботливый человек, идеальный кандидат в близкие друзья и слишком скучный для центрального протагониста.

Кадр из фильма «Мектуб, моя любовь»

Упомянутая выше получасовая сцена в клубе кажется длиннее и тоскливее, чем «Часы» Кристиана Марклэя (хронометраж ленты 1440 минут, — THR), и показывает, что Тони и сам Кешиш видят женщину только как сексуальный объект. Подвижные камеры залезают под юбки героинь и в крупных планах демонстрируют, как девушки трутся друг о друга, целуются и сладострастно извиваются.   

Да, герои молоды и хотят наслаждаться жизнью во время летних каникул. И да, Кешиш — мастер по созданию чарующих образов, кажущихся натуралистичными и инопланетными одновременно. Но когда из большой группы гуляк выделяются только два персонажа, один из которых серийный сердцеед, а вторая — помолвленная девушка, занимающаяся сексом со всеми подряд, — это проблема. И когда «Мектуб, моя любовь» заканчивается чересчур целомудренной романтической сценой, кажется, что этот фильм сам не уверен в том, что хочет сказать.

Лента отчасти вдохновлена романом La blessure, la vraie («Настоящая рана») Франсуа Бегодо, который также написал и сыграл главную роль в фильме «Класс», получившем «Золотую пальмовую ветвь». Сценарий «Мектуба» создавался вместе со штатным соавтором режиссера Галией Лакруа, но здесь она явно не справилась со своими обязанностями, что может объяснить, почему картина лишена четкого фокуса внимания и внятной режиссуры.

 

«Мектуб, моя любовь» (Mektoub, My Love: Canto Uno)

Russian World Vision / Франция, Италия / Режиссер: Абделатиф Кешиш / В ролях: Шаин Бумедин, Офели Бо, Салим Кешьюш, Лу Люттио, Алексия Шандар, Афсиа Эрзи / Премьера 26 июля

Материалы по теме

  • Рецензия на «Студента»

    19 мая 2012 / Стивен Долтон

    Дарежан Омирбаев предпринял попытку обновить классическое «Преступление и наказание».

    Комментировать
  • Рецензия: «Теорема Зеро»

    27 июня 2014 / Василий Степанов

    Смелая и хрупкая антиутопия Терри Гиллиама о вечных дорожных работах и бритоголовом мудреце.

    Комментировать
  • Рецензия: «Гоголь. Вий» с Александром Петровым

    05 апреля 2018 / Григорий Черагин

    История новоиспечённого детектива Гоголя становится всё мрачнее и запутаннее.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора