Рецензия: «Тони Эрдманн»

Рецензия: «Тони Эрдманн»
Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

Никакого Тони Эрдманна не существует. Есть Винфред Конради, ему под 70, он преподает музыку детям и любит пошутить: то провожает коллегу на пенсию, исполняя с шестым классом песню о смерти, да еще и разрисовывает всех учеников под зомби, то пугает курьера, притворившись, что в посылке бомба. Но ни один розыгрыш Винфред не может довести до конца и вечно ставит всех в неловкое положение.

Он давно разведен, его дочь Инес работает в какой-то важной компании в Бухаресте. Худая раздраженная блондинка, всегда в деловых костюмах, застегнута на все пуговицы, говорит только о делах и сама не понимает, что несчастна. Отец проведет с ней выходные — худшие в ее жизни, как мы потом узнаем, — и это будет лишь началом драмы. Которую, конечно, можно назвать комедией, но только если вы никогда не произносили слово «депрессия», не унижались ради карьеры и не стыдились своих родителей.

Настоящий главный герой появится лишь в середине фильма: Конради наденет дурацкий черный парик, вставную челюсть, назовется консультантом и начнет лезть в чужие дела. И если героиня не хочет быть уволенной, ей придется поддерживать идиотскую затянувшуюся браваду своего папани. А потом окажется, что жить по его правилам гораздо веселее.

Вроде бы обычная история о трикстере, взорвавшем корпоративную культуру изнутри. Но сорокалетняя немка Марен Аде, режиссер и автор сценария, сделала не сатирическую комедию, а жгуче стыдную, грустную, смешную, удивительно человечную драму о семье, отчуждении, лицемерии и, в конце концов, приятии себя. Актеры — австриец Петер Симонишек и немка Сандра Хюллер — заставляют забыть, что перед нами кино.

На Каннском фестивале «Тони Эрдманн» получил приз ФИПРЕССИ и удостоился оваций прямо посреди сеанса. Критики единодушно решили, что это главный претендент на «Золотую пальму», и не простили основное жюри, которое не отметило фильм ни одним призом. Зато теперь картина выдвинута на «Оскар» от Германии.

Корпоративно-семейная оратория на три голоса: одинокий Винфред, заработавшаяся Инес и Тони Эрдманн — навязчивый и очаровательный, смешной и неизбежный. Вечный шут, пранкер, он есть в каждом из нас. Режиссер мастерски вплетает в картину сказочные мотивы — от «Золушки» до «Красавицы и чудовища» — и получается страшная сказка на ночь. То ли папа рассказывает дочери историю о преображении, то ли выросшая героиня, убаюкивая Конради, учится терпеливо принимать чужие капризы.

Это не сатира, а буквальное обнажение самой сути человеческих отношений. Аде говорит, что придумала этот фильм, когда задалась вопросом: почему родители всегда ставят своих детей в неловкую ситуацию, даже если ведут себя абсолютно невинно? Эрдманн отчасти напоминает ее отца, мастера нелепых розыгрышей, но у самой постановщицы, по ее словам, нет ничего общего с чопорной и замученной бизнес-леди. Та ненавидит шутки, а Марен трижды дарила своему отцу искусственную челюсть с огромными зубами — они быстро ломаются, если часто их использовать.

Фильм медленно погружает зрителя в ад неловкостей и страхов, в истерику корпоративных вечеринок, в какую-то обычную мелкую жизнь — такой неподдельный интерес ко всему, что неважно для развития сюжета, можно встретить разве что в новом румынском кино, и режиссер намеренно отправляет своих персонажей на родину безжалостных вампиров и медленного кинематографа.

При этом Марен Аде изощренно обманывает зрительские ожидания и смеется над сентиментальными клише. Она ставит перед каждым героем зеркало, откуда хихикает Тони Эрдманн, и те не могут сбежать. Остается лишь от начала до конца прожить самые затянувшиеся шутки и мучительные сцены. И внезапно неловкость исчезает. Тыква превращается в карету, красавица обнимает чудовище. Вот и сказке конец.

«Тони Эрдманн» (Toni Erdmann)

Германия, Австрия, Румыния / «Русский Репортаж» / Режиссер: Марен Аде / В ролях: Петер Симонишек, Сандра Хюллер, Михаэль Виттенборн, Томас Лойбл, Тристан Пюттер, Хадевих Минис, Люси Расселл / Премьера 23 февраля

Материалы по теме

  • ММКФ-2016. Дневники фестиваля: Марина Абрамович, двойник Рэдклиффа, Вигго Мортенсен, Гитлер и «Тони Эрдманн»

    27 июня 2016 / Дмитрий Карпюк

    За несколько дней фестиваля THR удалось посмотреть несколько документальных фильмов, замечательный фильм из Канн, излишне трогательную мелодраму с Вигго Мортенсеном и трэш-экшн про бегство евреев из Вены 38-го года.

    Комментировать
  • Германия выдвинула на «Оскар» фильм «Тони Эрдманн»

    26 августа 2016 / Скотт Роксборо

    Комедия Марен Аде про отношения между бизнес-леди и ее отцом-шутником, вызвала в этом году восторги критиков на многих международных фестивалях, в том числе в Каннах.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Реклама

Письмо редактора