Рецензия: «Виктория и Абдул» с Джуди Денч

Рецензия: «Виктория и Абдул» с Джуди Денч
Кадр из фильма «Виктория и Абдул»

Стивен Фрирз, в 2013 году снявший «Филомену», и на этот раз не сомневается в своем успехе: в его активе снова блистательная прима Джуди Денч и невероятный сюжет, в основе которого — реальные события. Все начинается с «индийского» пролога, после которого действие тут же переносится в Англию XIX века, где серия сцен в Виндзорском замке дразнит зрителя помпезными видами и мимолетными появлениями престарелой королевы Виктории.

Проходит довольно много времени, прежде чем мы видим героиню Джуди Денч рядом с отмеченным привычной пышностью столом и снующими туда-сюда слугами. Но королеву раздражает абсолютно все, что связано с окружающим ее миром, который продолжает любить, веселиться, горевать, наслаждаться едой, танцами, просто жить. Она будто изгой в собственном дворце. Несмотря на нарядность и торжественность, лицо Виктории окончательно мрачнеет, когда в своем вдовьем наряде она садится за обед. С жадностью поглощая главные блюда, старушка успевает несколько раз задремать перед тем, как подают десерт.

Абдул (Али Фазал) же «вводится» в фильм на контрасте с чопорной атмосферой королевских покоев: под прицелом ручной камеры оператора Дэнни Коэна («Король говорит!»), создающей экзотическую атмосферу, он продирается через переполненные улицы и шумные рынки Агры. Тут официальные представители Британии ловят его и еще одного индийца — Мухаммеда (Адиль Ахтар), чтобы доставить ко двору. Прибыв на место, герой сразу же нарушает придворный этикет, и это помогает ему произвести впечатление и наладить контакт с Викторией. «Я внезапно почувствовала себя намного лучше», — говорит пожилая женщина после того, как новый слуга снова отступает от протокола, целуя ее тапочки.

Вскоре Виктория отсылает от себя других слуг одного за другим, в то время как Абдул занимает ее разговорами об индийских коврах, Тадж-Махале и манго, возбуждая любопытство, вполне естественное для императрицы той части своей страны, которую ей по соображениям безопасности посещать было запрещено.

К растущему ужасу своего секретаря (великий Тим Пиготт-Смит в одной из последних ролей) Генри Понсберри, королева берет двух индийцев в личные лакеи. Мухаммед плохо переносит смену климата и называет британцев «эксплуататорами четверти человечества», а Абдул в свою очередь становится незаменимым доверенным лицом своей венценосной госпожи. Вскоре она назначает его своим учителем (или мунши), ежедневно изучая урду (индоевропейский язык, на разговорном уровне понятный носителям хинди. — THR), чтобы приобщиться к доселе неизвестной ей культуре. При этом женщину не смущают ни робость фаворита, ни растущее недовольство ее окружения, не стесняющегося в расистских высказываниях.

Многие неизбежно вспомнят здесь другой исторический фильм о британской монархии — «Ее величество Миссис Браун» 1997 года, где та же Денч сыграла Викторию. И наличие скромного слуги империи, беззаветно преданного королеве, только укрепляет ощущение дежавю. Они действительно похожи по характеру повествования: в обеих лентах Джуди Денч изобразила овдовевшую монархиню, ищущую спасения от депрессии в компании друга — шотландца Джона Брауна или индуса Абдула.

Сценарист Ли Холл («Билли Эллиот») от отсылок к «Миссис Браун» открещиваться не стал, добавив в историю пребывание одинокой королевы в шотландском замке Балморал, ее летней резиденции. «Они не стали терпеть, когда я привела сюда Джона Брауна», — жаловалась она потом Абдулу.

Фильм Фрирза довольно предсказуем, однако действие в нем не прекращается ни на секунду. Платонические отношения Виктории и Абдула, несмотря на вмешательство недовольных царедворцев, со временем становятся еще более трогательными и вызывают грусть по мере того, как слабеет здоровье королевы. Нет недостатка и в визуальной составляющей: скрупулезная работа художника-постановщика Алана МакДональда и костюмера Консолаты Бойл подчеркивает необычную химию, возникшую между героями и оформленную музыкой Томаса Ньюмана.

Денч неотразима — совершенно невесомая, почти воздушная, с девическим счастьем, смехом, способная кружиться в танце. И она же, но как будто на жизнь старше, и особенно остро ощущается чувство усталости, которым сквозят открывающие и финальные сцены. Невероятно, как Джуди, разменявшей восьмой десяток, удается все — с легкостью и без скидок на возраст.

 

«Виктория и Абдул» (Victoria and Abdul)

UPI / Великобритания, США / Режиссер: Стивен Фрирз / В ролях: Джуди Денч, Али Фазал, Тим Пиготт-Смит, Эдди Иззард, Адиль Ахтар, Майкл Гэмбон, Пол Хиггинс / Премьера 14 декабря

Материалы по теме

  • Рецензия: «Врожденный порок» с Хоакином Фениксом

    29 апреля 2015 / Владимир Лукин

    Экранизация постмодернистского романа Томаса Пинчона с Фениксом в роли сыщика, мастерски забивающего косяки.

    Комментировать
  • Рецензия: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева

    01 июня 2017 / Андрей Писков

    Автор «Левиафана» представил, как выглядит конец света по-русски.

    Комментировать
  • Рецензия: «Я сражаюсь с великанами» Андерса Вальтера Хансена

    30 марта 2018 / Сергей Сергиенко

    Когда одной лишь победы над врагом недостаточно.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus