«Титаник»: Непотопляемый

«Титаник»: Непотопляемый
Кадр из фильма «Титаник»

Над финалом «Титаника» не плакал, пожалуй, только тот, кто этот фильм не смотрел. История любви мужчины и женщины из разных социальных классов, плывущих на обреченном затонуть лайнере, задевает за живое даже сейчас, когда кажется, что в мире не осталось подлинных чувств. В честь 20-летия премьеры картины THR разобрался, почему амбициозный блокбастер Джеймса Кэмерона, вдвое превысивший первоначальный производственный бюджет и на полгода задержавшийся с релизом, оказался одной из самых успешных мелодрам всех времен. 

«Титаник» появился на свет благодаря страсти — неодолимому желанию режиссера Джеймса Кэмерона исследовать пучину океана. Он никогда не скрывал своей настоящей цели: «Я был дайвером, одержимым глубоководными погружениями и самой историей гибели парохода, и хотел найти деньги на экспедицию к лежащим на дне обломкам, а это все равно что покорить Эверест. Такой фокус до меня уже провернули ребята, снимавшие документалку про крушение, поэтому решил действовать по той же схеме».

Поразмыслив, Джеймс справедливо рассудил, что осуществление мечты не стоит откладывать: ему уже перевалило за сорок, делать кино он может до старости, а погрузиться на глубину до 3750 м, где давление на квадратный сантиметр поверхности батискафа составляет 400 кг, — только пока полон сил. За его плечами было несколько кассовых хитов, и режиссер считал, что боссы голливудской студии 20th Century Fox не откажут автору «Чужих» и «Терминатора» и выложат круглую сумму под достойное обеспечение — его устоявшуюся репутацию хитмейкера.

Сценарную заявку, представленную на суд продюсеров, он условно озаглавил «Ромео и Джульетта на "Титанике"» и убедил заказчика, что съемки именно там, где крушение и произошло, — это необходимая составная часть фильма. Режиссер получил под проект деньги и приступил к исследованиям затонувшего корабля, ангажировав российское судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя батискафами. Но вид обломков гигантского парохода оказался настолько вдохновляющим, что Кэмерон решил приложить все усилия для воссоздания подлинной картины трагедии… Если бы в FOX сразу поняли, с кем связались!

Глава кинокорпорации Питер Чернин был уверен, что они снимают «стомиллионный чикфлик» (картины, ориентированные на преимущественно женскую аудиторию. — THR). Кэмерон тем временем отстроил на мексиканском побережье огромный резервуар на 17 млн галлонов воды и приступил к возведению макета корабля. Декорация была гигантской — всего на 30 метров короче оригинала, максимально близкой к нему режиссер хотел видеть и внутреннюю отделку. Даже посуду на съемки арендовали практически подлинную — оставшуюся от океанского лайнера «Олимпик», который был построен одновременно с «Титаником».

Одержимость постановщика подлинной натурой чем-то напоминала казус Штрогейма (Эрих фон Штрогейм, классик немого кино; в «Сансет бульваре» сыграл фактически самого себя. — THR), настаивавшего, чтобы на съемках немого кино телефоны в кадре звонили по-настоящему. Но постановщик стоял на своем: даже красный автомобиль «Рено», в котором его герои занимались любовью, был точной копией того, что принадлежал пассажиру по фамилии Картер: «Я рассказываю в фильме вымышленную историю, но помещаю ее в жесткие рамки исторической правды».

Студия тем временем начала кастинги. Кто-то вроде Мэттью МакКонахи не устроил Кэмерона, потому что не выглядел 20-летним, а некоторые кандидаты отказались сами. Среди них был Стивен Дорфф: «Я нацеливался на "Оскар", — рассуждал он, — а после такого фильма это нереально. В каком бы шикарном кино ты потом не снялся, навсегда останешься "тем парнем с "Титаника"».

В итоге режиссер остановился на юном Леонардо ДиКаприо, который, привыкнув к съемкам в независимых фильмах, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке. Британская актриса Кейт Уинслет, наоборот, сама осаждала Джеймса звонками, пока не получила приглашение на пробы. Уинслет так органично смотрелась в кадре вместе с Лео, что постановщик без колебаний утвердил ее на роль.

Первым эпизодом, в котором молодые актеры должны были сняться в Мексике, стала обнаженная сцена с портретом. Кэмерон начал с камерного фрагмента, потому что масштабные декорации были не готовы, а заодно решил подвергнуть артистов стрессу, чтобы их волнение выглядело настоящим. «В первый же день Кейт нужно было раздеться передо мной и всей группой, — вспоминал ДиКаприо. — Но она отлично справилась со смущением».

Актеры быстро поладили, хотя временами ДиКаприо ворчал, называя партнершу «чокнутой английской стервой». Уинслет просила не нагревать воду в бассейне на съемках морских сцен, чтобы вжиться в роль и почувствовать отчаяние тонущих людей, и Лео приходилось раз за разом нырять в холодную воду вместе с ней.

«Мне было трудно сосредоточиться, — жаловался Леонардо. — Однажды подготовка к дублям заняла два часа. Я стоял на палубе, привязанный ремнем за талию. Вокруг громоздились какие-то кабели, на изготовку выстроились 200 каскадеров, готовых к прыжку, и на нас светили огромные прожекторы с трех гигантских кранов. Мы с Кейт посмотрели друг на друга и одновременно подумали: "Господи, что за фигня, как мы вообще сюда попали?"»

Несмотря на перфекционизм Кэмерона, съемки не обходились без ляпов. Так, например, сцену отплытия «Титаника» пришлось снимать в зеркальном отражении: вместо левого борта, которым корабль был пришвартован в доке на самом деле, построили правый — иначе ветер относил дым из труб не в том направлении. Именно поэтому родинка Кейт Уинслет появляется то на одной, то на другой щеке.

Съемки в Мексике длились уже семь месяцев, актеры были вымотаны работой по 14 часов в день, и, несмотря на то что во многих эпизодах, включая момент гибели замерзающего Джека, ДиКаприо подменял дублер, артист начал капризничать. «Он страшно не любил лезть в бассейн и брыкался как сиамский кот, которого суют в ванну, — говорил Кэмерон. — Хотя вода должна была нагреваться до 26 градусов, и так обычно и было».

Но даже дисциплинированная Кейт обмолвилась, что режиссер едва не уморил ее на площадке. Однажды во время сцены ужина, где столы были сервированы подлинной посудой, полученной от владевшей «Титаником» и «Олимпиком» компании White Star Line, и подавали настоящую белужью икру, Лео наклонился к Кэти Бейтс и спросил, указывая на ножи: «Какой из них лучше подойдет для лоботомии?»

По мере того как продвигались съемки, бюджет фильма выходил из берегов. Большие шишки студии заметались в поисках партнеров, чтобы разделить с кем-то множащиеся расходы, но переговоры с Universal зашли в тупик — те еще не оправились после провала другого морского блокбастера, «Водного мира» Кевина Костнера.

Тогда в игру вступила Paramount, и соглашение о софинансировании проекта было подписано. Но когда выяснилось, что траты уже превышают заявленную изначально сотню миллионов, руководство компании сочло себя обманутым и едва не подало в суд на FOX — Чернину пришлось улаживать конфликт, пообещав взять на себя большую часть издержек.

Кэмерон заявлял, что ничего не поделаешь, — мол, кино это всегда «война между бизнесом и эстетикой». Но тут начали поджимать сроки. По плану «Титаник» был летним блокбастером и его релиз должен был состояться 4 июля 1997 года. «Я начал сокращать материал на монтаже, но на это уходила уйма времени. За день мы успевали урезать фильм на несколько экранных секунд — это было похоже на огранку бриллианта».

По «фабрике грез» поползли слухи о грядущем провале. Десять лет назад похожая история произошла с «Вратами рая» Майкла Чимино: раздутый бюджет, итоговый перемонтаж и мизерные доходы от проката — проект фактически похоронил Новый Голливуд с его творческим запалом и свободой действия режиссеров-авторов. Кэмерон решил ужаться на свою долю и отказался от процента от сборов. «В тот момент никто не верил, что фильм окупится, и я всерьез думал, что эти съемки — конец моей карьеры постановщика».

Вместо лета премьера фильма состоялась 1 ноября, а в декабре началось его триумфальное шествие по кинотеатрам мира. Грандиозная идея принесла колоссальную прибыль: на экране все выглядело таким настоящим, что зритель валом валил на сеансы, а ответственные продюсеры FOX, настроенные на провал, не верили своим глазам — к весне картина собрала миллиард, побив все существовавшие кассовые рекорды. (Финальный результат — $2,2 млрд, до него рекорд принадлежал «Парку Юрского периода», у которого был лишь $1 млрд. Рекорд «Титаника» продержался 12 лет и был побит «Аватаром» все того же Кэмерона. — THR.)

Лента принесла своим создателям 14 номинаций на «Оскар» и привила Кейт Уинслет стойкую нелюбовь ко всемирно известному хиту My Heart Will Go On: отныне стоило войти в ресторан, где играла живая музыка, ее приветствовали этой мелодией. Что до Леонардо ДиКаприо, то согласно дурацкому пророчеству Стивена Дорффа он получил свой первый «Оскар» только спустя 20 лет после выхода «Титаника». Ибо даже признанный самым талантливым актером своего поколения, Лео преступно долго оставался «тем парнем с тонущего корабля»…

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Продюсер «Титаника» Джон Ландау о желании Кэмерона слетать в космос и очередном технологическом прорыве

    05 апреля 2012 / Денис Данилов

    В мировой прокат возвращается «Титаник», блокбастер Джеймса Кэмерона, конвертированный в 3D. THR встретился с продюсером картины и близким соратником режиссера Джоном Ландау, чтобы обсудить будущее кинотехнологий и грядущие проекты Кэмерона.

    Комментировать
  • Джереми Систо: «Сожалею, что не получил главную роль в "Титанике"»

    06 марта 2015 / Редакция THR Russia

    Звезда сериала «Клиент всегда мертв» проходил кастинг вместе с Кейт Уинслет и еще тремя актрисами, претендовавшими на участие в проекте.

    Комментировать
  • Джеймс Кэмерон положил конец вопросам про дверь из «Титаника»

    01 февраля 2017 / Редакция THR Russia

    Дебаты поклонников фильма на эту тему длятся вечность - могла ли Роуз в конце фильма спасти Джека, просто немного подвинувшись.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора