- Главная
- →
Культура- →
Богомолов без скандала. Пьеса Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. ЧеховаБогомолов без скандала. Пьеса Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» в МХТ им. Чехова
Эвелина ГурецкаяРежиссер поставил тонкий милый спектакль с секретом.Константин Богомолов удивил. Поставил в МХТ имени Чехова пьесу Вуди Аллена просто, изящно, без характерного для него эпатажа. Получился тонкий, милый спектакль, где главное действующее лицо - сам Вуди Аллен, то есть его полные юмора тексты. Произносят их прекрасные артисты – Марина Зудина, Александра Ребенок, Игорь Верник, Андрей Бурковский.
Жанр спектакля можно определить как «драмеди», позаимствовав этот термин у кинематографа. Этот жанр, сочетающий в себе элементы драмы и комедии, чаще всего относят к сериалам. Но он уже прижился и в театре, характерен практически для всех пьес Вуди Аллена, как, впрочем, и для большинства его фильмов . А свойственный ему психоанализ в сочетании с абсурдностью создают дополнительный эффект. «Сентрал парк», который можно назвать коротко «сценами из семейной жизни», в этом смысле не исключение. В нем масса иронии, интеллектуальных поединков, которые надо просто слушать – и восхищаться блестящей игрой артистов. Чтобы приблизить действие к зрителю - спектакль идет на Малой сцене МХТ – режиссер сценическую площадку разместил в центре зала, публика располагается по периметру. И артистам приходится постоянно перемещаться, чтобы не обделить своим вниманием никого. Минимум реквизита: мягкие дорогие диваны, небольшой столик с кофеваркой и баром, кое- какие мелочи для создания интерьера, вот и все. Но по этим деталям можно представить, что в этом доме живут обеспеченные люди. Собственно, так оно и есть. Психоаналитик Филлис (Марина Зудина) и ее муж Сэм (Игорь Верник) жили с виду вполне благополучно. У них, кажется, все есть, включая сына, о котором, правда, лишь упоминается . И вдруг Сэм объявил, что уходит к другой. Но и эта информация остается «за кадром».
Действие начинается с появления в гостиной главной героини, Филлис. Правда, непосредственно спектакль начинается с музыки, льющейся из динамиков - это Луи Армстронг. Музыка будет звучать на протяжении всего спектакля, вызывая невольно ностальгические чувства о чем-то прекрасном, но безвозвратно ушедшем. Филлис располагается на диване, предварительно налив себе джина. Алкоголя, надо сказать, будет много. Пьют все. Да и как не пить, если каждый из героев получит такую порцию неожиданной информации, что без алкоголя ее просто невозможно переварить.
Филлис решила прояснить для себя ситуацию, в которой оказалась. Она предполагает, что Сэм намерен связать свое будущее с ее близкой подругой Кэрол. Об их романе она давно догадывалась, вот и решила поговорить с Кэрол с глазу на глаз. Настойчивый звонок в дверь - и вот уже на пороге та самая Кэрол (Александра Ребенок). Она - полная противоположность элегантной, суховатой Филлис. Взъерошенная сексуальная блондинка в шубе поверх легкого платья кажется слегка наивной и даже романтичной. Но по ходу действия открываются совсем иные стороны ее натуры. Далее следуют выяснения отношений, в которые вовлечен и появившийся не вовремя муж Кэрол, Говард (Андрей Бурковский). Сам виновник «семейной драмы» - Сэм (Игорь Верник) появится значительно позже. Типичный американец, прямолинейный и доверчивый красавчик, почему-то вдруг заявивший о своих правах на личное счастье. В конце возникнет еще один очень важный персонаж - но о нем чуть позже.
Вот такой сюжет – но притягательность спектакля вовсе не в сюжете, а в его раскрытии. Не случайно герои находятся практически «среди зрителей». Автор пьесы, а вместе с ним и режиссер, словно со стороны наблюдают за развитием человеческих драм, испытывая к ним и жалость, и в то же время иронизируя над ними. В этом весь Вуди Аллен. Этим он, видимо, и интересен Константину Богомолову. Большинство семей вместо того, чтобы жить по принципу «быть» предпочитают иное – «казаться». Причем, не внешнему миру даже, а самим себе. Давно ушли чувства, близость, понимание, но «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Жена с готовностью закрывает глаза на измены мужа, муж нисколько не раскаиваясь тащит в постель всякую приглянувшуюся ему даму из ближнего окружения. И всех это устраивает. И в этом нет никакой трагедии, по их представлениям. Но как только один из них заявляет о своих правах на счастье – это уже драма. Разве не так живут большинство из тех, кто пришел на этот спектакль?.. И, глядя на героев, узнав в них самих себя, задумаются на какое-то время, а потом махнут рукой, и все пойдет как прежде. До момента, пока в их семье не случится такая же драма.
Главное достоинство этой постановки в том, что Богомолов позволил артистам сполна проявить свою индивидуальность, что большая редкость в современных спектаклях, перенаселенных персонажами. Каждый вписался в свою роль безупречно. Марину Зудину трудно представить в роли страстной, мечущей громы и молнии героини. Здесь она адекватна своей Филлис, которая в силу профессии так наслушалась своих пациентов с их проблемами, что ее, похоже, ничем не удивишь. Она остра на язык, цинична и ко всему происходящему относится почти как сторонний наблюдатель. Даже информация о постоянных изменах ее мужа неспособна вывести ее из себя. Александра Ребенок прекрасно передала характер своей Кэрол с ее манерностью и романтизмом на грани примитива. Андрей Бурковский в нелепом парике с залысинами сначала воспринимается как этакий «Епиходов», но на поверку оказывается совсем неглупым малым, знающим что почем в этой жизни. Он знал о романе жены с Сэмом и воспринимал это почти как должное. Кэрол всегда стремилась быть похожей на Филлис, вот и позаимствовала ее мужа . Игорь Верник прямолинеен, как и положено его недалекому, попавшему впросак герою. Все действие построено на словесных поединках, в которых и раскрывается каждый из героев. У каждого из них своя правда, которую герои и отстаивают. При этом лгут на каждом шагу, и в первую очередь себе.
Невольно вспомнишь Льва Николаевича Толстого с его умозаключением о прекрасных, милых людях, которые не перестают терзать и мучить друг друга ради того лишь, чтобы возвыситься над другими, а потом ими и управлять. Неожиданна развязка пьесы – по-иному у Вуди Аллена и быть не могло. И вот только тут Богомолов позволил себе немножко «похулиганить», введя в спектакль Евгения Перевалова. Впрочем, не будем раскрывать секрет режиссера – пусть он станет неожиданностью для каждого, кто придет на этот спектакль.
Материалы по теме
Рецензия: «Не покидай свою планету» в театре «Современник»
18 ноября 2016 / Эвелина ГурецкаяНовое прочтение маленького шедевра французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери предлагают зрителям Константин Хабенский вместе с Юрием Башметом и камерным ансамблем «Солисты Москвы». «Не покидай свою планету» - так называется их совместный музыкально-театральный проект, и это не сценическая иллюстрация, а скорее фантазии на тему «Маленького принца», уверяют создатели спектакля.
Комментировать«Метаморфозы» впервые представили широкой публике
01 декабря 2016 / Александр ФолинЗнаменитый дипломный спектакль актерской мастерской Академии Никиты Михалкова произвел настоящий фурор.
Рецензия: «Черный русский» в Доме Троекурова
22 декабря 2016 / Эвелина ГурецкаяС некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: