- Главная
- →
Культура- →
«Каштанка»: режиссерский дебют Юлии Пересильд«Каштанка»: режиссерский дебют Юлии Пересильд
Эвелина ГурецкаяЧеховская «Каштанка» в театральной версии Юлии Пересильд – это вовсе не дворовая собачка, а дворовая девчонка. Но об этом можно догадаться в самом конце спектакля.Юлия Пересильд, одна из самых ярких актрис современности, востребованная и театром, и кинематографом, увенчанная множеством премий и наград, отважилась попробовать себя в качестве режиссера. В родном городе Пскове она поставила спектакль «Каштанка» по знаменитому чеховскому рассказу. Поступок смелый. Взяться за постановку «Каштанки» на театральной сцене до нее никто не решался. Начинающий режиссер, не боясь спойлеров, заранее заявляла, что ее «Каштанка» в Псковском академическом театре драмы — импровизация на чеховский сюжет. Ее Каштанка — дворовая девчонка, открывшая в себе талант певицы и ставшая рок-звездой. Вполне возможно, что столичные зрители никогда бы и не увидели этот спектакль, если бы не фестиваль «Черешневый лес». Именно он сделал этот спектакль событием, устроив из московской премьеры «Каштанки» на малой сцене Театра Наций настоящее светское мероприятие с обилием узнаваемых лиц, в числе которых был даже Роман Абрамович.
О его присутствии в зале зрители узнали от самих артистов в самом начале представления. Начиналось оно так: на сцене бренчал на гитаре один из героев, в то время как его соратник ходил по залу с протянутой рукой, точнее, шляпой, собирая со зрителей дань. Зрители раскошеливаться не спешили, принимая все за игру. Но вот юноша остановился и радостно сообщил: «Абрамович деньги дал — пора и начинать». Этот эпизод всех позабавил — на этом веселье и закончилось. Начался собственно спектакль. Артисты — все действующие лица чеховского рассказа со своими именами, но в современных одеждах — поочередно пересказывали текст. Каштанка (Ксения Тишкова) — рыжеволосая девчонка в затрапезной одежде, ничем особенно не выделялась. А вот кто привлекал всеобщее внимание, так это Хавронья (Наталья Петрова). В облегающем трико из лайкры, с пышно взбитым коком ярко окрашенных волос, она реально походила на девушку из какой-нибудь рок-группы.
Кто есть кто из остальных героев, кто из них Гусь или Кот, выяснялось по ходу рассказа. Действия никакого на сцене долго не происходило, шел пересказ событий по сюжету рассказа Антона Павловича разными его участниками. Было откровенно скучно. Кое-кто тайком поглядывал на часы, явно подсчитывая, сколько времени остается до конца. И вот когда, казалось, уже половина зала задремала, а время было на исходе, тут все и началось. Выпестованная антрепренером Жоржем Каштанка и впрямь предстала перед зрителями рок-певицей с прекрасными вокальными данными. Каштанка, до того просто затерявшаяся среди прочих персонажей, вдруг оказалась яркой длинноногой красавицей. Рок-группа, пусть и не самого высокого уровня, придала этой постановке тот драйв, которого многие ожидали изначально. Кстати, автором некоторых песен была исполнительница роли Каштанки Ксения Тишкова. Но спектакль, увы, уже заканчивался. Собачка Каштанка, как мы помним, в артистической среде у нового хозяина не прижилась, вернулась к своему прежнему, столяру. Так и в спектакле Юлии Пересильд: девушка Каштанка отвергла будущее в сулящем ей славу и всяческие блага шоу-бизнесе, и вернулась в свой старый двор, где выросла, и где ее ждали верные друзья.
Работая над этой постановкой, Юлия однажды поделилась сокровенным: «Мне бы хотелось, чтобы зритель на этом спектакле смеялся и очень сильно плакал. Это смешное, но совсем не веселое произведение». Но в реальности никто не смеялся и не плакал. Что осталось в памяти после спектакль, так это долгое умирание Гуся Ивана Ивановича (артист Максим Плеханов) и прекрасная работа артистов Псковского театра драмы в целом. Они играли с полной отдачей, их молодая энергия била через край — на этом, собственно, все и держалось. И еще работа со светом (художник по свету Дмитрий Зименко, «Митрич»). Вопрос — зачем блестящей, успешной актрисе понадобилось заняться режиссурой? Видимо, необходим был и этот жизненный опыт. Он состоялся. Спектакль живет. Смелость, как известно, города берет. Только в случае с театральными постановками одной смелости, как показывает жизнь, бывает явно недостаточно. Впрочем, по словам самой Юлии Пересильд у этого ее эксперимента была вполне конкретная цель: «Цель была и в привлечении внимания к моему любимому городу. Единственное, что я могу сделать для любимого города, это поделиться тем, что я умею. А почему выбрала „Каштанку“? Потому что для меня Каштанка — это синдром. Чисто русский синдром: делать свой жизненный выбор, не руководствуясь логикой. То есть, нет никакой логики в поступке моей Каштанки. Почему, девушка, которую сделали звездой, делает такой выбор — вернутся в привычную затрапезную жизнь? Антон Павлович никаких ответов нам не дает. И я в спектакле тоже не даю ответа. Мне хочется, чтобы каждый сам дал ответ».
Поймет ли этот ее месседж молодежь города Пскова — большой вопрос. Во всяком случае, сама Юлия рассказала, что один из зрителей после спектакля спросил ее: «А где же Герасим?»
Материалы по теме
Юлия Пересильд в спектакле «Кроличья нора»
01 марта 2017 / Эвелина ГурецкаяАктриса, как никто, умеет передать внутреннюю драму, при этом не прибегая ни к каким внешним приемам.
КомментироватьИтоги фестиваля «Черешневый лес»
30 мая 2017Триумфаторами премии «Черешневый лес» стала семья Янковских.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: