«Послание изгнанных. Миражи Серебряного века»: Скрипка и немножко нервно

На сцене множество часов разного размера, а в самом центре – металлический циферблат, словно тонущий в земле. Фоном – само собой тикание, а само действие происходит практически без слов. К чему слова, если можно все выразить в музыке и в танце – и напряжение, и испуг, и страсть? Таков спектакль «Послание изгнанных. Миражи Серебряного века», новая постановка Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Сергей Землянский взялся за необъятную и трудную тему советской эмиграции и вневременности этих проблем. За основу взяты стихотворения поэтов Серебряного века, но переложены они в крайне неожиданной манере – чаще всего на сцене не произносят ни слова. Приходится буквально играть в угадывание – но на помощь всегда готовы прийти Никита Михалков и Инна Чурикова, чьи голоса зачитывают стихотворения в перерывах между сценками.
Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова вообще свойственна смелость решений и выбора материалов: в «Метаморфозах» студенты-выпускники ставят кажущиеся невозможными сценки по мотивам рассказов Чехова и Бунина. Ставить на сцене поэзию без слов кажется следующим логичным шагом на пути эксперимента и вызова – как режиссеру, так и актерам.
По всему видно, что работает профессионал: хореография и точность движений нередко завораживают, а вкупе с музыкой Павла Акинкина создают нужное настроение, скачущее в диапазоне от радости до ужаса. Персонажи кочуют из одной истории в другую, сюжеты тесно переплетаются в единое целое. Актеры качественно играют, а вокал Анастасии Сапачевой, одной из актрис, очень органично дополняет музыку.
Отношения между героями нередко выходят неловкими и мучительными, под стать своему времени, и эта болезненная ломкость удачно отражена и в хореографии момента, и в музыкальном сопровождении: стройная поначалу мелодия нередко уходит в диссонанс, все сильнее вызывающий напряжение при прослушивании. На эту же болезненность работает и свет, выхватывающий из темноты отдельные моменты или мечущийся по сцене, словно в горячечном припадке. Свет вообще играет важную роль в спектакле, разделяя сцену на несколько отдельных зон и перекидывая между ними мостики по необходимости.
Практически полное отсутствие слов в спектакле заставляет мозг судорожно искать ответы и интерпретировать увиденное снова и снова, а с учетом того, что практически ничего здесь не проговаривается напрямую, играть с собственным воображением приходится постоянно. Зачитываемые стихотворения не всегда приходят на помощь: поэзия нередко строится таким образом, что практически полностью состоит из отдельных образов.
Свежая, небанальная интерпретация давно знакомых стихотворений кажется чем-то таким, чего давно не хватало – особенно спустя сотню лет после Революции. Такое вот своеобразное объединение прошлого и настоящего со взглядом в будущее и без необходимости что либо объяснять словами.
Материалы по теме
Траур и Брэд Питт
20 июня 2013 / Семен КвашаМосковский кинофестиваль открылся грустной церемонией, посвященной сразу пяти покойникам, восторгами Брэдом Питтом и самым дорогим зомби-фильмом в истории человечества.
КомментироватьБеги, Бузыкин, беги! «Осеннему марафону» Георгия Данелии - 35 лет
17 декабря 2014 / Ксения Рождественская«Фильм мужских ужасов» в свое время готов был побороться даже за «Оскар». Но в дело вмешалась политика — после ввода войск СССР в Афганистан иностранцам резко разонравились советские ленты. Зато теперь картину Данелии изучают даже в американских киношколах. Об «Осеннем марафоне» и его главном герое — безотказном мерзавце и творце на распутье — рассуждает кинокритик Ксения Рождественская.
ММКФ 2018: «Непрощенный» открыл Российские программы
22 апреля 2018 / Редакция THR RussiaСарик Андреасян снял фильм про Виталия Калоева, отомстившего швейцарскому авиадиспетчеру за гибель своей семьи.
