Рецензия: «Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым

Рецензия: «Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым
Олег Табаков в спектакле «Юбилей ювелира»

За «Юбилеем ювелира» на афише МХТ им. А.П. Чехова зрители высматривают юбилей Олега Павловича Табакова. «Юбилейные» спектакли обыкновенно носят оттенок бенефисности и неунывающего оптимизма, чеховского «Юбилея» с налетом геронтологии – «пышного природы увяданья». Юбиляры кокетничают возрастом, гордятся им как главным достижением, демонстрируют чудеса омоложения под аккомпанемент бодрого «Главное, ребята – сердцем не стареть». В текстах о таких «датских» премьерах слова о юбилярах заменяют рассказ о спектакле, функция которого в таких случаях вспомогательная, как у костюма – юбиляру в «чем-то» надо выйти на сцену…

У Олега Табакова никогда не было недостатка в ролях. Прибавляющиеся годы, хотя и сокращают число выходов на сцену, но не отменяют их: Табаков играет на сцене МХТ ежемесячно. Пьесу «Юбилей ювелира» английской актрисы и драматурга Николы МакОлифф Олег Павлович выбрал сам. Как и режиссера Константина Богомолова. «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира». Именно в спектаклях Богомолова актер-бриллиант засверкал новыми гранями, приобрел отличную от привычной манеру держать себя на сцене, (почти) отказавшись от фирменного лукавого обаяния, от собственных завоеваний таланта и опыта. Молодой режиссер убедил почтенного артиста не перелистывать страницы прошлых ролей-побед, не эксплуатировать зрительскую память о них, но начать новую главу. Главу очередную, не заключительную.

Перед актером маячит восьмидесятилетие, персонаж пьесы Морис Ходжер (Hodger напоминает «codger» - досл. «чудаковатый старикашка») мечтает дожить до девяностолетнего юбилея. Шестьдесят лет мечтает дожить. Со дня встречи, факт которой может подтвердить только повторный визит. Но когда до заветной даты остается два месяца, врачи объявляют ему, что дни его сочтены. Счет идет на недели. «Терминальная стадия срака», - горько шутит над собой пациент.

Титры открывают спектакль. Одна за другой появляющиеся фразы: «[Начало.] [Начало конца.] [Начало конца начинается.]». У филолога Богомолова не бывает случайностей в текстах и спектаклях. «Начало с точкой» - это то, о чем умалчивают сидящие за столом, и то, о чем открыто говорит Морис, – смерть. Вот и у сиделки Кэти (безупречная в этой роли Дарья Мороз) профессиональная деформация – атрофия страха смерти. Она знает, что неожиданная смерть – это, в общем-то, оксюморон. Никто не оставался на этом свете. Задерживались. Задерживалось прибытие смерти.

Несмотря на «предлагаемые обстоятельства» спектакля с горьким юмором гробовщика, смешки в зале раздаются довольно часто. От них не по себе. Но пьеса достойно на них отвечает: «- Она у нас только пару часов, а уже шутки мои понимает. – Тогда почему не смеется? – Я сказал «понимает». Но ближе к концу спектакля и смешливые что-то начинают понимать. Впрочем, смех здесь может быть сопротивлением слезам. Но оно бесполезно.

«Меняю яркие воспоминания на свежие ощущения», - такое объявление хотел дать в газету М. М. Жванецкий. Герой Табакова (и герой Табаков, ибо играть эту роль в преддверии собственного юбилея – поступок героический) главное воспоминание своей жизни не променяет ни на что. Морис рассказывает сиделке Кэти свою историю. В день своего тридцатилетия, а, точнее, в ночь накануне коронации Елизаветы II, он приехал в Букингемский дворец за королевскими регалиями, чтобы перевезти их в Вестминстерское аббатство и сторожить до утра. Там, в интерьерах дворца он встретил девушку, говорил с ней, пил чай, танцевал. И она стала его королевой прежде, чем взошла на трон Соединенного Королевства. И они дали обещания друг другу.

Он - что подарит ей немыслимое по красоте бриллиантовое украшение собственной работы. Она пообещала не аудиенцию, но визит на чай. Обещала прийти к нему в день его девяностолетнего юбилея и ее бриллиантового юбилея правления. Прийти ровно через шестьдесят лет… В пьесе этот рассказ представляет собой огромный монолог Мориса, режиссер спектакля перевел эту историю на экраны, предложив черно-белый короткометражный фильм (видео – Александр Симонов). В нем сыграли Мария Фомина и… молодой Олег Табаков. Чудеса ли грима, компьютерной графики, или природы, но на экране - молодой робеющий перед королевской особой Олег Павлович. Видео предваряют и перебивают титры: «[Память – это клетки мозга] [Всего лишь клетки мозга]» .

Точность – вежливость королей. И та, которой присягают на верность, верна своему слову. И не так важно, играет ли Наталья Тенякова две роли, или жена Мориса примеряет на себя роль королевы, - визит состоялся. Неважно, с кем говорил Морис перед своим уходом: с той, что когда-то надел на палец кольцо с бриллиантом в два карата, или с той, которой посвятил главную работу своей жизни без единого изъяна и помарки. В конце концов, актриса Тенякова - в любой роли королева. Ее дрогнувший в финале голос не забудется. Как не забудется Олег Табаков в шейном платке, с гордой осанкой, полный достоинства. Немощь ему пришлось бы играть, но это не понадобилось, ведь спектакль не ставит луковичной цели вызвать слезы у публики. «Не вставайте», - говорит королева, прощаясь, и Морис вскакивает с места. Стоя и стойко завершает этот спектакль юбиляр. Спектакль без занавеса. Занавес – это ведь конец. Вместо него сцену закрывают экраны, а значит, Табаков нам еще покажет…

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus