- Главная
- →
Культура- →
«Текст»: спектакль в жанре кибернуар на сцене театра Ермоловой«Текст»: спектакль в жанре кибернуар на сцене театра Ермоловой
Эвелина ГурецкаяЭто спектакль-эксперимент, очередной вызов талантливого режиссера Максима Диденко: практически все повествование в нем идет через телефон. И это очень круто.Спектакль «Текст», за постановку которого в Театре Ермоловой отважно взялся один из самых ярких режиссеров современности Максим Диденко, ждали с нетерпением и отчасти с недоверием. Причина недоверия — в самом материала, романе Дмитрия Глуховского, который вышел в свет в прошлом году. Писатель рассказал историю, большая часть которой происходит в айфоне. И каким образом это можно передать на театральной сцене казалось уму непостижимым. Вот если бы в кино… Но Диденко сумел сделать суперсовременный спектакль, используя, кажется, все мыслимые цифровые технологии — получилось очень круто. Описать этот спектакль невозможно- его надо видеть. Хотя в основе, как и полагается, человеческая история, главным героем которой стал телефон. Это спектакль о взаимоотношениях человека и техники, с одной стороны, и о взаимоотношениях людей с миром и друг с другом в том обществе с его законами и порядками, которое мы называем «современная Россия». Сюжетная канва такова: молодой человек по имени Илья (артист Илья Маланин) возвращается из мест заключения, где отбывал срок за хранение наркотиков, подброшенных ему во время облавы в клубе. Хороший, правильный парень, студент филфака МГУ, стал жертвой делающего карьеру полицейского. За семь лет «отсидки» Илья потерял практически все, чем жил и чем дорожил. Смыслом его жизни стала жажда мести тому самому подонку – полицейскому.
Завладев его телефоном, Илья становится сначала свидетелем, а потом и участником чужой жизни. И эта жизнь так его затягивает, что он и сам порой с трудом понимает — где он настоящий, Илья, а где тот полицейский, Петр (артист Артём Ткаченко), сохранивший в своем телефоне в виде видео, фотографий и даже переписки все значимые для него события. Ведь чем стал практически для каждого из нас телефон? Он стал хранителем и хранилищем всей нашей жизни. Дмитрий Глуховский, придумавший эту историю, признался в одном из интервью: «Я совершенно зависим от техники: таскаю с собой повсюду два телефона, айпэд и ноутбук и не могу провести без экрана больше десяти минут. Считаю, что телефон нас делает сверхлюдьми — наделяет нас всеведением, совершенной и вечной памятью, способностью точно ориентироваться в пространстве и даром мгновенной коммуникации с нужным нам человеком на другом краю земли. В нем есть даже телевизор и видеомагнитофон, не говоря уже о часах и фонарике! Вся работа — в нем, вся романтика, грехи, страхи, искусы, предательства, исповеди — тоже в нем. Там весь мир, внутри этого черного зеркала, там наша душа бэкапится. Отними у Человека Разумного телефон — и отбросишь его обратно к Человеку Прямоходящему, а то и куда подалее». И под этим его признанием многие готовы подписаться. Мало кто задумается, что произойдет, если вся эта его хранящаяся в телефоне жизнь окажется в чужих руках? Писатель Глуховский задумался — и написал роман, который сразу стал невероятно востребованным. Режиссер Диденко взялся перенести эту историю в театр — и получился «технологичный спектакль о месте технологий в нашей жизни». История, в которой зрители в зале вместе с главным героем Ильей читают чужую переписку и отправляют сообщения в мессенджере (стиль СМС сохранен на экранах, которые стали единственным элементом сценографии); смотрят вместе с ним фотографии и видео жизни того самого полицейского Петра. И погружение в чужую жизнь, в этот «другой мир» благодаря использованным при постановке технологиям становится столь глубоким, что уже и зритель вместе с Ильей начинает любить и ненавидеть героев этой «не своей жизни».
Главный вывод, к которому приходишь в конце спектакля: нет в этом мире ни правых, ни виноватых. Каждому дается право выбора — жить в предлагаемых обстоятельствах, стать преуспевающим, поступившись честью и совестью, или все-таки сохранить свою душу. Но в этом случае ты практически неизбежно станешь «лузером». Таким увидел страну, в которой живет, писатель Дмитрий Глуховский. Такой предстает перед зрителем наше общество в спектакле Максима Диденко. Не нова мысль — скажет кто-то. Но форма, в которую эта мысль облечена, не просто нова. Это совершенно новый театральный язык. Хотя режиссер Максим Диденко, по его словам, не до конца уверен, что ему все удалось: «Это эксперимент. Все повествование идет через телефон, на сцене задействованы четыре телефона и еще столько же снимают происходящее. Я старался совмещать и киноязык, и театральный язык, но, возможно, единственно адекватный выход — какое-то мобильное приложение. Может, нужна совершенно новая форма повествования, чтобы воплотить все это не в тексте, а в каком-то визуальном ряде. Так что мне сложно представить себе, каким зритель увидит спектакль, и я до сих пор не уверен, что все это вырастет в связное повествование. Это новый литературный театр в диджитале. И я пытаюсь сделать из этого экшн. Посмотрим». Огромная работа проделана технической группой постановки — инженерами и программистами. Но техника техникой, а без живого артиста театр обходиться не сможет, видимо, никогда. В ролях — артисты Театра Ермоловой. Их в спектакле занято в общей сложности 12. В одном из эпизодов, точнее, в коротком фрагменте кинофильма — у режиссера в его «оцифрованном» спектакле нашлось место и для кино — появится даже художественный руководитель театра Олег Меньшиков.
Материалы по теме
«Москва слезам не верит». Сказка со счастливым концом
11 февраля 2015 / Ксения РождественскаяВ 1985 году, готовясь к первой встрече с Горбачевым, Рональд Рейган 8 раз посмотрел картину «Москва слезам не верит» — все пытался постичь тайну русской души. Кинокритик Ксения Рождественская, в сотый раз пересмотревшая фильм по случаю его юбилея, пыталась понять другое: почему обычная мелодрама о провинциалках, приехавших на поиски счастья в столицу, была удостоена и «Оскара», и всенародной любви.
КомментироватьРецензия: «Прочь» Джордана Пила
11 мая 2017 / Джон ДеФорКомик Джордан Пил неожиданно дебютирует в режиссуре с хоррором, полным социального и расового подтекста.
Рецензия: «Проигранное место» Надежды Михалковой
02 ноября 2018 / Редакция THR RussiaДебютная картина, подаваемая как хоррор.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: