- Главная
- →
Энергия, жесты и память. Мастер-класс Никиты Михалкова.Энергия, жесты и память. Мастер-класс Никиты Михалкова.
Редакция THR Russia4 июля в Театре Киноактера состоялся мастер-класс руководителя Летней киноакадемии Никиты Сергеевича Михалкова. Режиссер поделился со студентами из разных стран тремя главными актерскими навыками.
Аудитория, собравшаяся в зале Театра Киноактера, встретила Никиту Михалкова аплодисментами. Поднявшись на сцену, режиссер начал свою речь, обозначив главную проблему современных актеров — то, что многие из них становятся заложниками собственного образа и недостаточно требовательны к режиссерам. Хороший артист от плохого и среднего, по словам Михалкова, отличается количеством штампов: у хорошего артиста сто штампов, у выдающегося полторы тысячи, а у плохого только два. "Актер — как корабль, который загоняют в док, чтобы очистить от ракушек, — развил свою мысль Никита Сергеевич. — Ему необходимо регулярно очищаться от привычного и накатанного в работе". Разработать новые приемы актерам режиссер предложил при помощи упражнений, основу которых он почерпнул в методах Станиславского, Чехова, Вахтангова и многих других прославленных мастеров...
О построении образа Никита Сергеевич рассказал, процитировав Михаила Чехова: "Каждый творческий акт начинается с атмосферы". Режиссер пояснил, что одна и та же сцена, сыгранная на закате совсем не будет похожа на ту, что разыграют на рассвете. Атмосферу, в свою очередь, определяет и энергия, которая исходит от актера. Энергию передают не столько словом, сколько взглядом и "психологическим жестом". При этом "психологический жест" не всегда предполагает физическое движение. Михалков показал это, пригласив студента Сергея сделать на сцене хватательное движение. Затем усложнили задачу: надо было сделать жест "хватать" без малейшего движения. Затем — "хватать" без движения, но при этом мягко произносить: "Дорогая, скажи мне, пожалуйста, правду". Это был именно тот случай, когда психологический жест актера остался за кадром, в то время как слова оказались наполнены другим настроением.
Некоторые упражнения, которые показывал Никита Сергеевич, напоминали настоящий ритуал, а он сам был похож на шамана, который вводит людей то ли в транс, то ли в гипноз. Словно волшебник, Михалков управлял настроением и движениями "подопытных". Следующей на сцену вышла студентка из Санкт-Петербурга Светлана. С закрытыми глазами она должна была представить, как аккумулирует энергию на кончиках пальцев, затем эта энергия поднимается по ее телу и останавливается на уровне глаз. "Вы себе представить не можете, как Светлану трясло во время этого! — воскликнул Никита Сергеевич. — Это наглядный пример того, как актер может работать со своим телом и энергией. Главное помнить, что энергия передается зрителю через ваши глаза". Если же актер хочет усилить эффект от своих слов на аудиторию, то ему стоит выдержать паузу, которая, по словам Михалкова, является просто "термоядерной энергией".
Третьим элементом, о котором по традициям русской актерской школы, необходимо помнить, — это биологическая память образа. "Актер должен заставить зрителя поверить в реальность происходящего", — сказал Никита Сергеевич. Следующим было упражнение, которое помогает развивать взаимоотношения образов исходя из их физического состояния. Руководитель академии пригласил на сцену Аню из Москвы и Игоря из Кишинева. Михалков поставил перед ними женские и мужские туфли в определенной позиции и предложил представить людей, которые могли бы носить эту обувь. Аня сразу сделала грубую ошибку, сказав, что "это может быть, кто угодно". По словам режиссера, актеру важно в мельчайших деталях представлять себе персонажа. Поза, положение ботинок может говорить о том, глупый герой или умный, старый или молодой, добрый или злой. Диалог между участниками сцены также строится относительно их позы.
Таким образом, мастер-класс помог студентам увидеть, что концентрация энергии, включение психологического жеста и биологическая память — это три столпа, на которых стоит мастерство актера. Неудивительно, что когда студенты провожали Никиту Сергеевича аплодисментами, в их глазах было видно куда больше уверенности в себе и желания преуспеть.
Материалы по теме
Лабиринт «Кинотавра»
02 июня 2012 / Мария Михелева«Кинотавр» – это не только Зимний дворец и гостиница «Жемчужина». Это еще целый ряд «стратегических объектов», расположенных подчас на значительном расстоянии друг от друга. Чтобы не заблудиться в «лабиринте «Кинотавра», THR подготовил его карту.
КомментироватьНикита Михалков: «Фестиваль не умирает»
19 июня 2014 / Редакция THR RussiaНа пресс-брифинге за несколько часов до открытия Московского кинофестиваля его президент Никита Михалков рассказал журналистам о проблемах из-за санкций против России, проекте Дворца фестиваля и о том, почему в фестивале не участвует его новый фильм «Солнечный удар».
Рецензия: «Солнечный удар» Никиты Михалкова
02 октября 2014 / Татьяна МосквинаСамый ожидаемый фильм года — бесспорно, «Солнечный удар» Никиты Михалкова: именитый режиссер шел к этой картине 37 лет. В итоге сплошные сюрпризы: премьера почти в полной секретности, никому не известные начинающие актеры в главных ролях, многие сцены, снятые два года назад, словно ответ на то, что происходит сегодня между нашей страной и Украиной. Историю чувственной страсти двух молодых людей, разыгравшуюся накануне страшных событий 1917 года, одной из первых увидела кинокритик Татьяна Москвина.
Комментарии
comments powered by Disqus
Наши партнеры: