«Кредо убийцы»: фруктовый поход

«Кредо убийцы»: фруктовый поход
Кадр из фильма «Кредо убийцы»

Линейка экшенов с открытым миром и занятной боевой системой Assassin's Creed стала для французского издателя Ubisoft этаким локомотивом, сделавшим компанию безоговорочным лидером индустрии. Ранние «номерные» части саги – программа-минимум для любого геймера, подобно Half-Life 2, BioShock Infinite или Hitman: Blood Money. Со временем серия перешла на модель ежегодного обновления, что быстро привело к кризису сюжетных и геймплейных идей, так что в 2016-м Ubisoft дала ей отдохнуть. Мол, все равно на радость фанатам в прокате стартует долгожданна экранизация с внушительным бюджетом ($125 млн) и Майклом Фассбендером с Марион Котийяр в главных ролях.

В играх реализованы две интересные сценарные находки – непрекращающееся противостояние ордена тамплиеров и братства хашишинов и возможность путешествовать по самым разным историческим эпохам. Последним как раз и объясняется огромное количество сиквелом и спин-оффов, персонажей которых заносит даже в Россию образца 1918 года.

Австралиец Джастин Курзель и Фассбендер (он еще и продюсер), однако, пошли своим путем, воплотив вроде бы оригинальную историю, на самом деле повторяющую события первых игр. Так сказать, чтиво по мотивам. Вот только грубой ошибкой было доверить сценарий Биллу Колладжу и Адаму Куперу, в свое время сочинившим, прости господи, «Мгновения Нью-Йорка» – кажется, последнюю попытку Мэри-Кейт и Эшли Олсен вдохнуть жизнь в угасающий подростковый бренд имени себя любимых.

Вот и получилось, что на экране тамплиеры и хашишины предстали карикатурными «тайными обществами», несмотря на все заявления создателей, что, мол, четкого разделения на черное и белое в картине нет. Первые – элита, вторые – мятежники, одни ассоциируются с тоталитаризмом, другие – с анархией. Храмовники ищут Яблоко Эдема – таинственный артефакт, содержащий что-то вроде генетического кода свободы воли, а хашишины его оберегают.

След всемогущего фрукта затерялся в Испании конца XV столетия. Тамплиеры наших дней – красиво стареющие миллионеры в исполнении Джереми Айронса и Шарлотты Рэмплинг, вкладывающиеся в науку. В их распоряжении – громадный исследовательский комплекс и машина «Анимус», способная забрасывать членов братства убийц в далекое прошлое – в тела прабабок и прадедок. Хашишины содержатся в центре на правах заключенных – их внимательно изучает дочка Айронса по имени София (Котийяр), поставившая цель найти яблочко и, гм, искоренить насилие. Бедная француженка – волею сценаристов она вынуждена говорить полную чепуху. Какая уж там талантливая ученая…

Участь героя Фассбендера, Каллума Линча, чуть лучше – это молчаливый преступник, который если и открывает рот, то чтобы непременно брякнуть грубость. Каллум – потомок хашишина Агилара, зажигавшего на глазах у Торквемады и выпивавшего с Колумбом. Об остальных актерах и говорить нечего – Майклу Кеннету Уильямсу и Брендану Глисону достались ошметки экранного времени. А ведь все мы знаем, каких харизматичных героев способен воплощать первый (вспомните «Прослушку») и тем более второй.

Провалившись по части сценария, «Кредо убийцы» берет чисто визуальными решениями. К примеру, Курзель придумал изобразить «Анимус» в виде механической «руки» – вышло куда оригинальнее, чем в играх. А переходы между локациями и временными отрезками выполнены под полет орла – гладко и убедительно. Наконец, потрясает постановка боевых сцен в Испании 1492 года – каскадеры кровью и синяками выделывали фантастические па, скакали по крышам, карабкались по стенам и сигали с верхотур. В итоге испытываешь те же эмоции, что при знакомстве с оригинальным «13 районом». Впрочем, сколько там стоили Бессону кульбиты Давида Белля и Сирила Раффаэлли? €12 млн, то есть десятую часть бюджета «Кредо убийцы». Не секрет, что ориентированные на экшен ленты нужно доверять опытным постановщикам – Курзель же новичок на этом поле битвы.

«Кредо убийцы» – далеко не лучшая экранизация видеоигры на нашей памяти. Диалоги тут на уровне обеих частей «Хитмэна», персонажи – безликие, как в Doom Анджея Бартковяка, и смотреть фильм не скучно лишь из-за паркур-сегментов. Также авторы совсем забыли о шутках – перед нами предельно серьезный боевик, совершенно не замечающий, какой он поверхностный. Курзелю стоило бы вспомнить первую «Лару Крофт», облегченную приколами, – на фоне предельно грозного «тайного общества» и «парада планет». Но куда там – режиссер оказался совершенно некомпетентен в жанре, за который взялся, – в интервью во время съемок он безапелляционно утверждал, что и в игры особенно не заглядывает, и соответствующие экранизации обычно пропускает мимо ушей. И зря – мог бы поучиться на чужих ошибках.

Концовка «Кредо убийцы» намекает на сиквел – авторы намерены расширить идею до трилогии. Если судить по Metacritic и Rotten Tomatoes, пресса в шоке от их подхода. Как и зрители – THR поместил фильм в число самых громких голливудских провалов за минувший год. Впрочем, в РФ картина почти наверняка соберет неплохую сумму, ведь Россия – страна играющая, а Assassin's Creed на слуху у каждого, кто запускал на PC что-нибудь сложнее пасьянса.

«Кредо убийцы» (Assassin's Creed) / США, Франция, Великобритания, Гонконг, 2016 г., 115 мин. Режиссер: Джастин Курзель. В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Ариана Лабед, Майкл Кеннет Уильямс, Дени Меноше. В российском прокате с 5 января («Двадцатый Век Фокс СНГ»).

Материалы по теме

  • Майкл Фассбендер: «Взявшись за "Кредо убийцы", я думал о "Матрице"»

    09 февраля 2016 / Редакция THR Russia

    Актер рассказал о трюках, насилии, «прыжке веры», а также о преимуществе их фильма над другими проектами этого жанра.

    Комментировать
  • «Кредо убийцы»: Прыжок во времени

    04 января 2017 / Василий Степанов

    THR пытается ответить, получится ли новая франшиза.

    Комментировать
  • Рецензия: «Кредо убийцы» с Майклом Фассбендером

    05 января 2017 / Редакция THR Russia

    Майкл Фассбендер и Марион Котийяр воссоединились с режиссёром «Макбета» Джастином Курзелем.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus