Очки и рубашка лежат на песке

Очки и рубашка лежат на песке

Создатель документальной ленты о Вуди Аллене Роберт Б. Уайде заявляет в самом начале: «Вуди Алленов так много, что я даже не знаю, о каком именно сейчас буду рассказывать».

Он, конечно, лукавит: по окончании фильма складывается вполне цельный и однозначный образ маленького человечка, слегка угрюмого, слегка неуверенного в себе — но в целом оптимистичного. Но вот на сколько этот портрет списан с Вуди-человека, а не создан поверх него — это большой вопрос.

В течение двух часов о нем с придыханием рассказывают Дайан Китон, Луиза Лэссер, Скарлетт Йохансон — и остается только полагаться на их суждения, потому что с большим трудом представляешь себе, как все эти красавицы были без ума от этого рыжего, худощавого, пусть и чертовски очаровательного коротышки.

Его агенты вспоминают первые знакомства, коллеги по цеху славят его импровизации. А Вуди признается, что больше всего любит свои самые провальные фильмы, хранит коллекцию собственных шуток, чтобы их когда-нибудь использовать и печатает на машинке быстрее заправской секретарши.

Уайде вполне сознательно обходит острые углы — или намерено сглаживает их. Провальный фильм — ну и пусть, зато он новый этап в осмыслении жанра комедии. Скандал с Мией Фэрроу — зато сейчас у Вуди преданная жена (которая в картине удостоилась случайного плана рядом с Вуди и пары фотографий из детства — ее нет даже в титрах).

И в результате получился как будто не фильм о живом, ныне плодотворном и здравствующем художнике, а какой-то слегка обезличенный памятник. Это воссозданный на пленке миф, если угодно, такой рукотворный образ приятного во всех отношениях, хоть и периодически оступавшегося, человека, в котором от острого на язык и порой беспощадного писателя-режиссера-актера Вуди почти ничего не осталось. Разве что очки да вечно грустное лицо.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus