Рецензия на фильм «Я тоже хочу»

Первый фантастический фильм Алексея Балабанова, в котором ощущается связь с Тарковским и маячит призрак Бодрова-младшего
Этот материал был опубликован в декабрьском номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Для тех, кто после «Кочегара» разуверился в том, что Балабанов умеет снимать, предназначаются первые кадры фильма: в один изящный поворот камеры показано тройное убийство – непрофессиональный актер Александр Мосин расправляется со своими жертвами в хладнокровном пистолетном режиме. Пиф-паф. Контрольный в голову. Лаконично и эффектно. Всплывают кровавые титры.
Когда-то Балабанов сказал, что они с Сергеем Бодровым после «Войны» собирались снимать фантастику. Что ж, призрак погибшего «брата» маячит в каждом коленце сюжета «Я тоже хочу». Это кино о людях, чья жизнь давно уже закончилась, и они об этом знают. И сам Балабанов здесь играет режиссера, члена Европейской киноакадемии, который тоже хотел, но его не взяли.
Контекст, в общем, смертельный, но чем мрачнее обстоятельства, тем ироничнее автор. В «Я тоже хочу» Балабанов легко играет как со своими собственными сквозными сюжетами и темами (чего стоит хулиганское сравнение японцев и обезьян), так и с пыльными образами из закромов отечественного кино.
Иностранцы с большой радостью подчеркивают связь фильма со «Сталкером» Андрея Тарковского. Аукаются в фильме и обстоятельства современной общественной жизни. Православный реванш – в безразличной реплике постового «Оттуда никто не вернулся, но патриарх велел всех пускать». Идея воодушевляющего народного единства – в совместном отправлении музыканта, бандита, алкаша и проститутки в последний путь.
Было бы слишком просто и наивно сказать о новом фильме Алексея Октябриновича, что, дескать, Балабанов как Балабанов, в своем репертуаре. Дорога, тьма, снег, голая девчонка, бутылка. Отмахнуться от фильма не получится. Слишком уж яростно автор закрывает все свои вечные темы, испытывая собственный кинематографический метод на прочность и опускаясь с тусклым фонарем киноаппарата на самое дно.
Что там видно неподготовленному зрителю, остается только гадать. Но тот, для кого Балабанов давно стал своим, может зримо почувствовать ту боль, которую ощущает автор, живущий и творящий словно бы на последнем дыхании. В полном соответствии со словами, как-то впроброс произнесенными в одном из его интервью журналу «Сеанс»: «Мы все должны умереть. Это нормально».
Материалы по теме
Джеймс Кэмерон покорил Марианскую впадину
25 марта 2012 / Денис ДаниловВ 6 утра по московскому времени «Глубоководный Челленджер», вертикальная торпеда Джеймса Кэмерона, достигла поверхности Тихого океана, доставив исследователя и кинематографиста со дня глубочайшего места на планете – Марианской впадины.
КомментироватьРецензия: «Судья» с Робертом Дауни-младшим
14 октября 2014 / Тодд МакКартиСемейная драма, в которой Роберт Дауни-младший играет скользкого адвоката, а Роберт Дювалл — обвиняемого в убийстве судью.
Джина Роулендс: «Я никогда не хотела быть кем-либо, кроме актрисы»
13 января 2015 / Скотт ФайнбергАктриса получила приз за вклад в киноискусство Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса и рассказала в интервью THR о своей любви к Бетт Дэвис, о том, как познакомилась с мужем и о ее первом впечатлении от «Женщины под влиянием».
