Рецензия: «Наследники» Владимира Хотиненко

Именитый режиссер и опытный телеведущий снял фильм о Сергии Радонежском в формате ток-шоу.
Такой, необычный на первый взгляд, подход оказался очень продуктивным. В самом деле, чтобы снимать ленту на религиозную тему в манере Тарковского, надо быть или хотя бы считать себя гением. Если же сочинять историю чудотворца как Лунгин, может получиться сказочка про доброго волшебника. Хотиненко, который в «Наследниках» является не только режиссером, но и сценаристом, нашел очень оригинальный способ повествования. Как рассказать историю, в которой есть немало пробелов, противоречий, неточностей, различных толкований одних и тех же событий? Раздать ее нескольким рассказчикам, с разными точками зрения, для большей наглядности нарядив их фактурными типажами: интеллигент-историк и политик, патриот-военный и гуманист-врач, поп и поп-дива…
Стилистически все выполнено здорово: живые споры не производят впечатления переливания из пустого в порожнее. События, развивающиеся за кулисами, подогревают и двигают сюжет в комфортном для зрителя ритме. Здесь автору явно помог его богатый телевизионный опыт – пять лет работы в шоу «Смотрим… Обсуждаем…». Подковерные интриги как будни телевидения, пафосные названия световых схем и фоновой музыки, тираннозавр, мелькающий на заднем плане (реквизит завтрашнего шоу «Мир без людей») – похоже, здесь разгулялась ирония Хотиненко-профессионала.
К каждому персонажу прилагается схематичная личная история, которую не вываливают на зрителя, а выдают штришками, постепенно раскрывая как положительные, так и отрицательные человеческие качества. Это создает иллюзию объема, глубины, делает их живыми, и как бы напоминает: все мы - только люди. Поверить в реальность героев заставляет и качественная актерская игра – в главных ролях Александр Балуев («Мусульманин», «Изгнание»), Анатолий Белый («Метро», «А зори здесь тихие»), Агриппина Стеклова («Географ глобус пропил»). Режиссер словно специально подобрал не сходящие с телеэкранов лица, чтобы усилить атмосферу настоящего телешоу.
Структурно картина напоминает «12» Никиты Михалкова, хотя главный вопрос «Наследников» - «Что такое добро?» - стоит сегодня в обществе не так остро, как вопрос национальный. Как следствие – настоящего конфликта взглядов в фильме нет, а спор - это скорее не спор, а форма повествования. Впрочем, словно специально по заявкам любителей нацвопроса, на трибуны шоу введен молодой нацбол, напряженно решающий для себя: бить южных торговцев фруктами, или все-таки не бить. А на случай, если искушенному зрителю этот моральный выбор покажется не слишком трудным, в конце его усложняют до такой степени, что даже священник разводит руками: «Не знаю…»
Весь творческий путь Владимира Хотиненко показывает, что он умеет понравиться и широким зрительским массам, и утонченным ценителям синематографа. Очевидно, и лента «Наследники» получит заслуженное одобрение как среди профессионалов, так и любителей кино. А если кроме того она заставит нас на досуге хоть немного поинтересоваться родной историей, то большего и желать нельзя.
«Наследники» / Россия, 2015 г., 100 мин. Режиссер: Владимир Хотиненко. В ролях: Леонид Бичевин, Александр Балуев, Анатолий Белый, Агриппина Стеклова, Александр Коротков, Алла Юганова, Наталья Курдюбова. В прокате с 29 октября («Каропрокат»)
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Загадочная татуировка Рэйчел Вайц, полет Салли Филд на «Золотом глобусе» и мечты Энн Хэтэуэй о роли русской императрицы
22 февраля 2013 / Мэтью БеллониЭнн Хэтэуэй («Отверженные»), выступавшая в качестве ведущей оскаровской церемонии двухлетней давности, Салли Филд («Линкольн»), Эми Адамс («Мастер»), Рэйчел Вайц («Глубокое синее море»), Хелен Хант («Суррогаты»), Наоми Уоттс («Невозможное») и Марион Котийяр («Ржавчина и кость») собрались вместе за круглым столом и обсудили, как правильно охотиться за ролью, и что общего между актером, двигателем внутреннего сгорания и продукцией с истекающим сроком годности.
КомментироватьВладимир Вдовиченков сыграл в короткометражке «Пробуждение»
04 сентября 2014 / Редакция THR RussiaСъемочный процесс возглавил Константин Тищенко, работавший вместе с актером над «Левиафаном» Андрея Звягинцева.
Андрей Мерзликин: «Мы все страдаем от собственной глупости и нелепости»
27 января 2015 / Павел ПрядкинГерой нашего проекта «Лица года» Андрей Мерзликин — не только один из самых востребованных актеров, но и пример для коллег по разноплановости амплуа. В январе с его участием на экраны выходят «Елки лохматые», спин-офф про двух полюбившихся собачек из «Елок 3». О религии, военной теме и о шекспировских страстях артист рассказал корреспонденту THR.
