Рецензия: «Наследники» Владимира Хотиненко

Рецензия: «Наследники» Владимира Хотиненко
Кадр из фильма «Наследники»

Такой, необычный на первый взгляд, подход оказался очень продуктивным. В самом деле, чтобы снимать ленту на религиозную тему в манере Тарковского, надо быть или хотя бы считать себя гением. Если же сочинять историю чудотворца как Лунгин, может получиться сказочка про доброго волшебника. Хотиненко, который в «Наследниках» является не только режиссером, но и сценаристом, нашел очень оригинальный способ повествования. Как рассказать историю, в которой есть немало пробелов, противоречий, неточностей, различных толкований одних и тех же событий? Раздать ее нескольким рассказчикам, с разными точками зрения, для большей наглядности нарядив их фактурными типажами: интеллигент-историк и политик, патриот-военный и гуманист-врач, поп и поп-дива…

Стилистически все выполнено здорово: живые споры не производят впечатления переливания из пустого в порожнее. События, развивающиеся за кулисами, подогревают и двигают сюжет в комфортном для зрителя ритме. Здесь автору явно помог его богатый телевизионный опыт – пять лет работы в шоу «Смотрим… Обсуждаем…». Подковерные интриги как будни телевидения, пафосные названия световых схем и фоновой музыки, тираннозавр, мелькающий на заднем плане (реквизит завтрашнего шоу «Мир без людей») – похоже, здесь разгулялась ирония Хотиненко-профессионала.

К каждому персонажу прилагается схематичная личная история, которую не вываливают на зрителя, а выдают штришками, постепенно раскрывая как положительные, так и отрицательные человеческие качества. Это создает иллюзию объема, глубины, делает их живыми, и как бы напоминает: все мы - только люди. Поверить в реальность героев заставляет и качественная актерская игра – в главных ролях Александр БалуевМусульманин», «Изгнание»), Анатолий БелыйМетро», «А зори здесь тихие»), Агриппина СтекловаГеограф глобус пропил»). Режиссер словно специально подобрал не сходящие с телеэкранов лица, чтобы усилить атмосферу настоящего телешоу.

Структурно картина напоминает «12» Никиты Михалкова, хотя главный вопрос «Наследников» - «Что такое добро?» - стоит сегодня в обществе не так остро, как вопрос национальный. Как следствие – настоящего конфликта взглядов в фильме нет, а спор - это скорее не спор, а форма повествования. Впрочем, словно специально по заявкам любителей нацвопроса, на трибуны шоу введен молодой нацбол, напряженно решающий для себя: бить южных торговцев фруктами, или все-таки не бить. А на случай, если искушенному зрителю этот моральный выбор покажется не слишком трудным, в конце его усложняют до такой степени, что даже священник разводит руками: «Не знаю…»

Весь творческий путь Владимира Хотиненко показывает, что он умеет понравиться и широким зрительским массам, и утонченным ценителям синематографа. Очевидно, и лента «Наследники» получит заслуженное одобрение как среди профессионалов, так и любителей кино. А если кроме того она заставит нас на досуге хоть немного поинтересоваться родной историей, то большего и желать нельзя.

«Наследники» / Россия, 2015 г., 100 мин. Режиссер: Владимир Хотиненко. В ролях: Леонид Бичевин, Александр Балуев, Анатолий Белый, Агриппина Стеклова, Александр Коротков, Алла Юганова, Наталья Курдюбова. В прокате с 29 октября («Каропрокат»)

Материалы по теме

  • Канны 2013: Международный тизер фильма «Отдать концы»

    10 мая 2013 / Илья Кувшинов

    Полнометражный дебют обладательницы приза «Синефондасьон» Каннского кинофестиваля Таисии Игумецевой будет показан на киносмотре вне конкурса.

    Комментировать
  • Стали известны победители Каннского Кинофонда

    23 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Первое место заняла Анни Силверстайн с фильмом «Ублюдок». Выделенные средства она потратит на съемки полнометражного фильма.

    Комментировать
  • Аня Чиповская: «Большинство ромкомов оскорбляют мои разум и чувства»

    15 июля 2015 / Дмитрий Осташевский

    На экраны выходит комедия «Гороскоп на удачу» Армана Геворгяна - поучительная история о том, почему не стоит доверять гороскопам. Исполнительница одной из главных ролей поразмышляла с THR о фатализме, везении, джазе и романтических комедиях.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus