- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Звезда» Анны МеликянРецензия: «Звезда» Анны Меликян
Ирина ЛюбарскаяСовременная девичья сказка о силиконовых дурочках, бытовом счастье и всепрощающих олигархах
Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Героиня Маши Шалаевой из «Русалки» — предыдущего фильма Анны Меликян — пыталась заработать тем, что ходила по улицам Москвы в костюме телефона. Центральный персонаж ее новой картины «Звезда» плещется ради заработка в аквариуме ночного клуба в костюме русалки. Так режиссер ненавязчиво и нежно напоминает нам о себе после семилетнего перерыва — о своей системе образов и своем тогдашнем триумфе (приз на «Сандэнсе» все-таки дорогого стоит). А в том, что вернулась она в прекрасной форме, сомнений нет.
Анна Меликян, как и прежде, работает в жанре современной девчоночьей сказки, в которой узнаются все реалии нашей суровой жизни, однако каждая деталь любовно завернута в подарочную упаковку. Так что фильм, размышляющий, по сути, о смерти, превращается в праздник для зрителя. Его главная героиня Маша (Тинатин Далакишвили) предстает типичной обаятельной балаболкой, переехавшей из провинции с мечтой об актерской карьере.
Но в столице, как известно, главное — не талант, а стандарт. И вот она весело и бездумно тратит все заработанное на «правильные» уши, губы, грудь и ноги. Ноги, кстати, — это самая расходная часть: надо, чтобы в сжатом виде получилось четыре просвета, а у нее пока всего лишь один. Одним словом, Маша — типичная провинциальная глупышка, каких вокруг миллион. Но ей почему-то удивительно и неправдоподобно везет в этой жизни.
Тридцатилетняя Рита (Северия Янушаускайте) — это вроде бы та же Маша, но уже добившаяся своей цели. Внешне она практически безупречна, внутри — столь же абсолютно пуста. На ее холодную холеную красоту уже поймался олигарх (Андрей Смоляков), который обеспечивает ее всем, кроме обычного человеческого тепла. Но Рита все равно хочет за него замуж, потому что по социальному стандарту важны не чувства, а статус.
Она не может иметь детей и скрывает это от олигарха, который упражняется в чадолюбии на сыне-подростке от первого брака (Павел Табаков). Сам сын при этом отца ненавидит. А заодно — его любовницу, дом, школу и свою суперобеспеченную юность. Поэтому он ездит на дешевом мопеде и работает уборщиком в том самом клубе, где однажды Маша-русалка чуть не утонет в аквариуме.
Кажется, что Анна Меликян собрала в этом фильме банальнейший набор штампов, из которого уже не вырулить к чему-то неожиданному. Но в тот самый момент, когда автор включает еще один типичный сюжет из сериалов для домохозяек, внутри этого скучноватого «сладкого мыла» начинает развиваться настоящая детективная история.
Рита узнает, что смертельно больна и умрет через пару месяцев. Оглушенная новостью и предложением завещать свои внутренние органы науке, она в один миг рушит тщательно возведенное здание своего бытового счастья, выстроенного по лекалам глянцевых журналов, и пытается прижиться в той реальности, от которой когда-то отгородилась благодаря деньгам олигарха. Но попадает в другую выдумку — прямиком в объятия доброй дурочки Маши, которая за фирменные сапоги готова предоставить в своем незаконном жилище и стол, и кров, и жилетку, чтобы поплакаться.
Столкновение двух искусственных миров, как ни странно, приводит к рождению настоящего. Нет, фильм от этого не перестает быть сказкой. Наоборот — в этой сказке начинает звучать подлинная тема. Веселой и практичной Маше суждено стать звездой не экрана, а надежды. Пусть всего лишь для взбалмошного подростка, его забронзовевшего на командных высотах отца и не знавшей любви женщины.
Меликян не случайно получила на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру. В «Русалке» она открыла актрису Марию Шалаеву, в «Звезде» — сразу двух замечательных дебютанток. На роль Маши изначально планировалась не очень юная и не слишком красивая актриса, что могло бы выглядеть достовернее. Но Меликян нашла типаж, который с самого начала ломает стереотипную ситуацию.
Не все зрители эту странность почувствуют сразу, но внутри обязательно будет расти тревога и дискомфорт. Вот это и есть режиссура — выстраивание не только зримой конструкции, но и реакции публики на нее. Мы видим кукольный мир невсамделишных страстей, пляжное чтиво, красивые картинки, но из какой-то щелочки так тоскливо тянет сквозняком, что, вздохнув, признаешь: да, все как в жизни.
«Звезда»/ Россия, 2014 г., 128 мин. Режиссер: Анна Меликян. В ролях: Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте, Андрей Смоляков, Юозас Будрайтис, Александр Шейн, Гоша Куценко, Елена Серветник, Павел Табаков. В прокате с 4 декабря (WDSSPR)
Материалы по теме
«Новый Человек-паук», каким вы его никогда не увидите (ФОТО)
07 июля 2012 / Илья КувшиновВ Сети появились изображения Криса Купера в образе Ящера и черновые наброски костюма Питера Паркера для перезагрузки серии c Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун.
КомментироватьЭКСКЛЮЗИВ: Валерия Гай Германика — «Я стараюсь отключать свой грязный мозг»
28 октября 2012 / Эвелина ГурецкаяВалерия Гай Германика признается, что ей нечего сказать про свои и чужие фильмы — режиссер привыкла выражаться более творческим способом. О готовности жить без денег, конце света и психоанализе Валерия рассказала в интервью специальному корреспонденту THR.
Для Итана Хоука «Отрочество» началось в 1985 году
02 декабря 2014 / Редакция THR RussiaЗвезда фильма «Отрочество» и лицо обложки декабрьского номера The Hollywood Reporter дебютировал на экране почти три десятилетия назад в фильме «Исследователи». Говорит режиссер фильма Джо Данте: «У него получилось быть искренним, располагающим к себе, и фильм, по сути, строился вокруг его персонажа».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: