Впервые с 2003 года топ лидеров состоит исключительно из картин голливудского производства.
В десятку лидеров кинопроката 2012 года впервые за последние девять лет не вошли фильмы отечественного производства, сообщает журнал «Кинобизнес сегодня».
Самой кассовой российской лентой за 2012 год стал мультфильм «Иван Царевич и Серый волк» с заработком в 20,74 млн долл (лента стартовала 29 декабря 2011 года и заработала за первые выходные еще 3,88 млн долл). Первую десятку же замыкают боевики «Шерлок Холмс: Игра теней» (21,96 млн) и «Морской бой» (22,0 млн).
Подобная ситуация в российском прокате в последний раз складывалась в 2003 году, когда самой успешной отечественной лентой был «Бумер» с 1,67 млн долл.
В 2004 году «Ночной Дозор»Тимура Бекмамбетова сумел преломить недоверие аудитории к российским картинам, став самым успешным фильмом года с 16 млн долл итоговых сборов, доля отечественных постановок в итоговой годовой кассе составила 12,9%.
В последующие годы этот объем рос, достигнув пика в 2005-м – 29,6%, при этом в первой десятке было сразу четыре российские ленты: «9 рота» (23,6 млн), «Турецкий гамбит» (18,5 млн), «Статский советник» (7,5 млн) и «Бой с тенью» (7,2 млн) на первом, втором, восьмом и девятом местах соответственно. Абсолютным лидером по кассе до сих пор является «Ирония судьбы: Продолжение» 2008 года с 50 млн.
Доля российского кино в общегодовых сборах начала падать в 2010 году: с 23,9% годом ранее до 14,6% в 2010 и 14,5% в 2011. В этом году доля вновь не превысит отметки в 15%.
Министерство культуры РФ уже высказало свое недовольство текущей динамикой, предложив сократить число финансируемых государством фильмов и изменив систему господдержки и распределения средств (в частности, часть из них перестанет быть безвозвратной). Кроме того, с 2013 года вводится государственный заказ на сценарии, а в Госдуме рассматривается предложение о квотировании отечественного кино и обложении налогами зарубежного.