«Темная башня»: Стой! Не то Роланд будет стрелять

«Темная башня»: Стой! Не то Роланд будет стрелять
Кадр из фильма «Темная башня»

С именем Стивена Кинга связана уйма знаковых картин: «Побег из Шоушенка», «Сияние», «Долорес Клэйборн», «Лангольеры»… Откровенно проходных лент, впрочем, не меньше – вспомните невнятного «Бегущего человека» с Арнольдом Шварценеггером. Казалось бы, кинематографисты облюбовали едва ли не каждый рассказ знаменитого писателя, не говоря о романах. Тем не менее, отчего-то «Темная башня», «труд всей жизни» Кинга, долгое время оставалась за бортом. В этом материале мы расскажем – почему, а также поговорим о вселенной книжного цикла, чтобы на киносеансе вы обязательно были «в теме».

Место действия и герои

«Темная башня», насчитывающая восемь полновесных романов, рассказывает о пригоршне параллельный миров, между которыми осью высится та самая Башня. Она – гарант порядка, но, увы, против времени (и, конечно, демонических сил) не властны кладка и камни даже этого монолита. За тем, чтобы вселенная не ухнула в хаос, следят стрелки – орден рыцарей из Срединного мира, этакая свита короля Артура, только с револьверами.

Диссонанс в размеренную поступь планет и атомов вносят некий Алый король и его приспешник, Человек в черном, появляющийся в книгах под разными именами и в контрастных обличьях. После этого, как часто повторяет Кинг на страницах, «мир сдвинулся», привычный феодальный уклад и кодекс чести устарели, пространство и время пронизали случайные порталы, смешивающие измерения… Стрелки, пытавшиеся пулями решить проблему, быстро вымерли, как тасманийские волки. Остался один Роланд Дискейн – главный герой, последний крестоносец, Грааль которого – Башня.

Срединный мир – Дикий запад из вестернов, но с толикой магии. Роланд, соответственно, усредненный ковбой. В душе – романтик, по натуре – прагматик, взгляд – суровый, характер – непреклонный. Голубоглазый рыцарь так ловко орудовал ветхозаветными револьверами с патронами 45 калибра, что прошагал гораздо дальше напарников. Того и гляди, и впрямь взберется на верхний уровень Башни!

В фильме датчанина Николая Арселя меткого стрелка сыграл Идрис Эльба – темнокожий британец. Вероятно, вы хорошо знаете его по ролям «плохишей» («Рок-н-рольщик», «Прослушка»), и это обдуманный шаг съемочной команды – Роланд, даром что рыцарь, далек от образа безупречного, нарочито положительного героя. Персонаж Джейми Фокса из «Джанго освобожденного» рядом с ним – без двух убийств Иисус.

Естественно, общественность не могла пройти мимо того, что в книгах Роланд вообще-то – белый. Без вариантов. Когда в «Извлечении троих», второй части, он вместе с товарищем-наркоманом Эдди Дином вытягивает из Нью-Йорка 1960-х годов афроамериканку Детту Уокер/Одетту Холмс (девица страдает раздвоением личности) и слышит от первой массу расистских оскорблений, то по-детски чистосердечно удивляется – неужели все чернокожие такие?

Ключевым противником Роланда выступает Человек в черном (Мэтью МакКонахи) ­– чародей, часто меняющий костюмы и кожи. В «Стрелке», первой книге, наш ковбой идет за ним по пятам через пустыню к Западному морю, чтобы устроить интереснейший диалог об устройстве вселенной (лучшее место в «Стрелке»).

Вообще по дороге к Башне Роланд поучаствует в куче приключений, потеряет нескольких друзей, перестанет палить в яблочко с двух рук (последствия встречи с выродками из Западного моря), не раз заглянет в Ключевой мир (наша с вами Земля)… Кинг не стеснял себя рамками только фэнтези, обильно подмешивая мистику и научную фантастику, как и в родственном циклу романе «Талисман», что делает «Темную башню» местами весьма занимательным чтивом.

Оригинал и копия

Нынешняя экранизация «Темной башни» уходит корнями в 2007 год – на проект успели потратиться Universal и Warner Bros., а до зрителя его довела Sony Pictures. Сюжет у эпопеи простой и прямолинейный (как у «Властелина колец» или «Матрицы»), однако событий для полуторачасовой картины – чертова прорва. Ну и как в такой ситуации быть постановщикам, если пример недавних «Могучих рейнджеров» и «Меча короля Артура» показывает, мол, не стоит на пустом месте городить франшизу? Остается, под стать Роланду Дискейну, импровизировать.

ВНИМАНИЕ – ДАЛЬШЕ ИДУТ СПОЙЛЕРЫ.

Кинг в «Темной башне» ограничился заурядной концовкой – как Нео раз за разом встречался с архитектором Матрицы, так и Роланд попал в закольцованное время. Взошел на Башню – и позабыл предыдущие тяготы. Смена пластинки – снова бредем по следу Человека в черном…

В экранизации отражен не «канонический» поход ковбоя-аристократа. Лента Николая Арселя – ни много ни мало сиквел. Знакомые лица и повороты попадаются, само приключение развивается несколько иначе. В фильме сподвижником стрелка станет Джейк Чемберс (Том Тейлор) – мальчишка, фантазировавший себе параллельные измерения в наши дня, а потом вдруг столкнувшийся с порталом в неизвестность… Идея путешествий между реальностями вычерпана до донышка в «Извлечении троих» – собственно, в картине вы увидите пулеметную очередь сцен, навеянных первой и второй книгами, включая безумный рейд в нью-йоркский магазин за патронами.

Линию сиквела-переосмысления продолжит сериал на 10–13 эпизодов, базирующийся на «Колдуне и кристалле» (четвертая часть). Дальше же, вероятно, мы увидим завершение миссии Роланда в очередном полнометражном боевике.

Истоки культа

Некоторым читателям, должно быть, покажется удивительным, что в массовой культуре «Темную башню» постоянно сравнивают с «Властелином колец», «Гарри Поттером» и другими кандидатами на звание литературной Библии XX века. И ведь хорош-то Кинг совсем в другом, отнюдь не в фэнтези, – он «король ужасов», наточивший перо на развлекательных триллерах. Откуда же взялся культ «Темной башни»?

Лично я в начале 2000-х активно обзаводился романами Кинга – одолев несколько десятков, немного охладел к натуралистической прозе (да и экранизации «Побега из Шоушенка» и «Зеленой мили» нравились мне куда больше первоисточников). На «Стрелка» наткнулся случайно – тогда и узнал, что писатель именует цикл не иначе как главным произведением в карьере.

На родине Кинг продвигал «Темную башню» оригинальным способом – «Стрелок» вышел крайне ограниченным тиражом. Интерес к нему среди поклонников образовался не из-за литературных качеств произведения, а из-за трудностей с получением – некоторые даже подозревали, что книжки попросту не существует.

Впоследствии Кинг пересыпал отсылками к приключениям Роланда чуть ли не каждую вторую свою работу, так что его «magnum opus» стал своеобразной осью творчества, совсем как Башня в мире ордена стрелков. Сейчас, когда постапокалиптические франшизы вроде «Ходячих мертвецов» в тренде, книжная серия получила второе дыхание. Вдобавок ее поддержали графическими новеллами сценаристы и писатели Marvel Comics, а киноадаптация, напомню, громогласно обсуждалась в прессе с 2007 года.

Вот и не удивляйтесь, что премьера картины с Идрисом Эльбой и Мэтью МакКонахи – важное событие. Стивен Кинг никуда особенно с 1982 года не спешил, но своего добился – теперь о «Темной башне» знают все.

«Темная башня» (The Dark Tower) / США, 2017 г., 95 мин. Режиссер: Николай Арсель. В ролях: Идрис Эльба, Мэтью Макконахи, Том Тейлор, Кэтрин Уинник, Эбби Ли. В российском прокате с 3 августа (WDSSPR).

Материалы по теме

  • Warner Bros. отказалась от «Темной башни»

    21 августа 2012 / Илья Кувшинов

    По словам инсайдеров, Media Rights Capital заинтересована в запуске амбициозного проекта Рона Ховарда и Брайана Грейзера.

    Комментировать
  • «Темная башня»: От темного до черного

    01 августа 2017 / Ольга Маршева

    THR разобрался, почему экранное воплощение творчества «короля ужасов» так долго шло к своим фанатам и сможет ли датский режиссер Николай Арсель взобраться на вершину кинговского олимпа.

    Комментировать
  • «Темная башня» готовится стать сериалом

    01 августа 2017 / Редакция THR Russia

    Режиссер фильма Николай Арсель признался, что уже принял участие в сценарии пилота и второго эпизода.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора