В чем сила, брат: Вспоминая Алексея Балабанова

В чем сила, брат: Вспоминая Алексея Балабанова

Нереализованные проекты

«Река», 2002«Река», если бы я ее снял, была бы серьезным фильмом. Одним из моих лучших. Наверное, даже лучшим. Он был бы востребован во всем мире, потому что снят на якутском языке. Миша Скрябин у меня уже играл в «Реке» и «Грузе 200». Туяра Свинобоева, которая в «Реке» играла главную роль, вообще была гениальная актриса. Мы все тогда разбились на съемках, а погибла она одна. «Американец», 2004 Хороший у меня был сценарий «Американец», действительно хороший – одновременно и коммерческий, и про любовь, и про жизнь, про все. Я его год писал. Но все накрылось. Он уже устарел для меня. Время изменилось. Я дважды в одну реку не вступаю. Зачем такие вещи делать? Если не случилось, значит, кто-то не хотел, чтобы это случилось. «Кино», 2007 Возрастных запретов нет, но все же мне хочется, чтобы это были съемки школьников, так как картина рассказывает о жизни современных подростков, их мечтах, планах, первой любви. Обычно я сценарии быстро пишу, а тут застрял. Цельного пока нет ничего – общая структура, куски диалогов. Доделаю все равно. «Безымянный проект о юности Сталина» «Я побывал в Тбилиси, увидел там натуру. Саша Симонов (оператор-постановщик четырех предыдущих работ Балабанова, – THR) нашел кучу информации. Какие-то газеты начала века, где описываются эти ограбления. Этого нигде нет – то есть этого никто не знает. Пока люди собирают информацию. Потом я буду писать сценарий и снимать».

«Я тоже хочу», 2012

Идея родилась как-то сама собой. Я же про себя кино снимал. Здесь вообще нет профессиональных актеров. И никто не играет «роль». Все играют сами себя. Я не хочу артистов. Они кривляются, они из театра вышли. А эти настоящие. А себя я в новый фильм вставил… Я просто ласты собрался склеить – поэтому решил сняться. Мы все должны умереть. Это нормально.

«Кочегар», 2010

Сергей Сельянов все не хотел запускать мой сценарий, говорил, что это короткометражный фильм. Там страниц восемнадцать было. Я знал, что будет много музыки, знал, каким будет фильм. Но никому ведь ничего не объяснить. Я Сельянову очень долго все это объяснял, говорил: «Нет, это на 1 час 20 мин минимум». Получилось – час двадцать пять с чем-то.

«Груз 200», 2007

Кино бывает интересное и неинтересное, хорошее и плохое. «Груз» – кино интересное. Я показывал материал известному кинодраматургу Константину Мурзенко и спросил его: «Как ты думаешь, будут уходить люди с фильма?» Он ответил: «Уходить не будут, зато кого-нибудь точно унесут». Это взрывная картина. Ее и пересматривать будут – как «Брата».

«Морфий», 2008

Я взялся за этот сценарий, потому что его написал Сережа Бодров. Он мне очень сильно помог в жизни. Брат – это не я, это он. Потому нельзя этого не сделать, понимаете? Там, кстати сказать, очень многое не от Булгакова, а то, что Сергей придумал: сцены с Екатериной Карловной, эротические сцены. Я все оставил. По моему ощущению, «Морфий» для всех. И для критиков, и для людей.

«Мне не больно», 2006

«Мне не больно» очень многих задел. У меня была задача, чтобы девушки заплакали. Но мне звонили много раз и говорили, что мужчины плачут тоже. Потому что это хорошее жанровое кино.

«Жмурки», 2005

Такого кино у нас не было – это первый русский комикс. Никакой не реализм, никакой привязки по местности. «Жмурки» – сознательно вторичный фильм, калька с западного кино – тарантиновского и прочего. Я не скрываю это, где-то даже подчеркиваю.

«Война», 2002

Война – это страшно, странно, плохо... Война – это неестественно, На ней очень много правд. Прежде чем снимать, я много беседовал с теми, кто воевал в Чечне, с чеченцами. Я не считаю, что сделал неполиткорректный фильм. Прежде всего я снимал хорошее кино. В своих фильмах я показываю вещи такими, как они есть. И говорю о них то, что думаю, не боясь касаться острых углов. Потому что если боишься – за такой фильм вообще лучше не браться.

«Брат 2», 2000

Это не пародия, это обыкновенное попсовое кино. Серьезная тема тоже может быть попсовой. Да и должна быть таковой на самом деле. Люди платят деньги и хотят получить за них удовольствие. Замечательно, если вместе с этим они о чем-то задумаются. Сознательно я не стремлюсь делать попсовое кино – просто сегодня надо как-то вернуть людей в кинотеатр.

«Про уродов и людей», 1998

«Про уродов и людей» мне нравится, самая совершенная из моих картин. Совершенная по сделанности, по профессиональности. Он называется так, потому что в нем есть уроды – это сиамские близнецы и нормальные люди – все остальные герои. Физический урод – он и есть урод, а человек, физически нормальный, – он человек. Про эти две категории я и снял фильм.

«Брат», 1997

«Брат» мне сначала не нравился, и я очень расстраивался, но потом понял, что в нем что-то такое странное у меня получилось, хотя сам не знаю что. С Сережей Бодровым было очень просто. В 1995-м, кажется, сидели на «Кинотавре», я ему говорю: «Давай кино снимем? Только денег нет. Совсем». – «Давай». Вот я однажды слышал, как какой-то негр рассказывал с восторгом о «Брате», это стоило послушать. При мне его обступили со всех сторон, и он с пеной у рта в лицах разыгрывал сюжет: «А он им так... а те вышли... и тут он... а они...» Слышал бы ты, как он рассказывал – песня!..

«Трофимъ», 1995

Никакого особенного трепета я по отношению к своим работам никогда не испытывал. Пожалуй, меньше других меня раздражает «Трофимъ» из «Прибытия поезда» (альманах из четырех новелл, задуманный к 100-летию кинематографа, – THR), наверное, потому, что маленький... И там хороший вокзал. Я всегда хотел доски на него положить, восстановить Царскосельский вокзал в его первоначальном виде. Это ведь недорого, но создает совершенно иное ощущение.
«Я снимаю все фильмы для себя. Придет признание – хорошо, не придет – ну и не надо. Важно – захотеть, это главное, идей-то море. Сценариев нереализованных очень много. Вопрос вот только: где энергии взять? Что касается меня, то да – я не очень веселый человек. Не особо я это люблю: не танцую, не пою…»

Короткометражные работы («Раньше было другое время», «У меня нет друга», «Настя и Егор»)

Я снимал свое «молодое» кино давно, когда мне было лет двадцать шесть. Рок-н-ролл, молодежь, ни одного киноартиста. Для того времени новое, свежее кино. Все бегали смотреть, успех был страшный. Сейчас знакомым, чтобы повеселить, показываю иногда.

«Счастливые дни», 1991

«Счастливые дни» – скучное кино, не то, что хотелось, а ведь я видел его до мелочей, все его кадрики, но в итоге это не осуществилось, к тому же и по форме устарело. Я не знал, чем закончить фильм, и уже после съемочного периода, после монтажа и озвучания вдруг подумал: «А что, если в начале и в финале у меня будет детский рисунок?» Чистая случайность, а критики потом толкуют это, выводят какие-то закономерности.

«Замок», 1994

«Замок» вообще не получился. Я ошибся с ритмом, с главным героем и с финалом. Там должна была быть фраза: «Папа, пойдем домой». Я же знал, что должна быть такая фраза, почему я этого не сделал?.. Тогда был бы фильм более-менее. Хотя «Замок» кучу призов получил. Надо было Мишу Ефремова взять – вот получился бы фильм. Но кто же знал тогда? Он молодой был еще.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Фортуна Вегаса»

    20 марта 2013 / Ярослав Забалуев

    Мир большой игры и тайных махинаций в картине истинного британца Стивена Фрирза.

    Комментировать
  • Джон Лассетер снимет «Историю игрушек 4»

    07 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер, работавший над первыми двумя частями франшизы, займется постановкой продолжения.

    Комментировать
  • Канны 2015. Объявлены первые призеры фестиваля

    22 мая 2015 / Редакция THR Russia

    В программе «Двухнедельник режиссеров» главный приз получил колумбийский фильм «Объятия змея». Удостоился награды и российский участник программы Cinefoundation.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus