Рецензия: «Последний ацтек» Иосифа Райхельгауза

Рецензия: «Последний ацтек» Иосифа Райхельгауза
Татьяна Веденеева и Альберт Филозов в спектакле «Последний ацтек»

Телезвезда Татьяна Веденеева недавно удивила своих почитателей, назвавшись «артисткой погорелого театра». А сказала она чистую правду: вот уже пять лет Татьяна Веденеева выходит на сцену театра «Школа современной пьесы», здание которого на Неглинке сгорело год назад. Но это пренеприятное событие никак не отразилось на его популярности зрителей: театр всегда полон, и даже некоторая отдаленность от центра публику не останавливает.

Секрет такого успеха объясняется просто: основу репертуара составляют современные пьесы, главная тема которых - человеческие отношения. Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз не очень-то любит модные нынче сценические эксперименты, в которых зрителю порой и не разобраться. К тому же в труппе театра - знаменитые и любимые многими с детства артисты, среди которых Альберт Филозов, Сергей Юрский, Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Елена Санаева, Нина Шацкая... А с недавних пор к ним присоединились еще и звезды телевидения. В «Лондонском треугольнике» и «Чайке» играет Александр Гордон; а Татьяна Веденеева выступает в главной роли в одной из недавних постановок театра, спектакле «Последний ацтек» в дуэте с Альбертом Филозовым.

Действие происходит в современном Нью-Йорке, где судьба сводит двух выходцев из России. Он – старый еврей, одинокий обитатель Брайтон-Бич, эмигрировавший в Америку 20 лет назад, живет лишь воспоминаниями о прошлом, даже не освоив английский. Она – такая же одинокая, правда, молодая, красивая женщина, которую в США родители-эмигранты привезли еще ребенком, выросла настоящей американкой, живущей на Манхэттене.

Для нее Брайтон-бич такая же «заграница», как для обитателей этого прибежища, выходцев из СССР - cобственно Нью-Йорк, «Большое Яблоко». Мистер Гольдинер (Альберт Филозов) видел Манхэттен лишь раз по приезду, из окна такси. По прошествии двадцати лет он решился там побывать – и тотчас угодил под колеса автомобиля, которым управляла миссис Уотсон (Татьяна Веденеева). Так несчастный случай и «самое справедливое в мире» американское правосудие свело эти два одиночества.

Миссис Уотсон должна отработать 80 часов, помогая встать на ноги покалеченному мистеру Гольдинеру. Трудно понять, любовь или иная близость возникает между ними, но можно определенно сказать, что встретились две родственные души. История их взаимоотношений разворачивается на территории крохотной, захламленной квартирки мистера Гольдинера, в многоквартирном доме, мимо которого днем и ночью с грохотом проносятся поезда подземки. Именно эти поезда по задумке режиссера-постановщика Иосифа Райхельгауза придают динамичность действу, в котором, казалось бы, ничего не происходит. Герои просто общаются, при этом Татьяна Веденеева постоянно или наводит порядок в квартире, или что-то готовит, а Альберт Филозов непрерывно рассказывает, как все плохо в Америке, как хорошо он жил в СССР, и как ужасно, что все там в одночасье развалилось.

Но прекрасно выписанные монологи и диалоги, наполненные юмором и иронией, а также великолепная игра исполнителей главных ролей не дают залу заскучать ни на минуту. Казалось бы, что такого особенного в этом непретенциозном спектакле продолжительностью всего лишь в два часа? Татьяна Веденеева объясняет это так: «Очень многие режиссеры пытаются сделать себе имя и накручивают что-то невероятное. Зрители сидят утомленные от длинных спектаклей, от того, что им нужно понять, что режиссер хотел сказать. А по-настоящему хорошее искусство должно сразу же трогать душу, и совсем не обязательно должно иметь какие-то суперсложные формы. Именно простота и трогает какие-то потаенные струны - чего мы и хотели добиться нашим спектаклем».

Надо заметить, что пьеса «Потерпевший Гольдинер» Виктора Шендеровича, по которой поставлен спектакль «Последний ацтек», имела острый политический подтекст. Но когда Альберту Филозову предложили в постановке главную роль, он сразу же заявил: «Роль мне нравится, но политику играть я не хочу». Так произошла трансформация политики в лирику, а после премьеры сам автор этой трансформацией был вполне удовлетворен, заметив: « Надо же, оказывается, я такую лирическую пьесу написал…». И как тут не вспомнить главный лозунг хиппи, знаменитого движения «детей цветов» 60-х годов прошлого века: “Make love, not war!” - «Занимайтесь любовью, а не войной».

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Напролом»

    16 мая 2012 / Ярослав Забалуев

    Продюсер Люк Бессон возрождает дух «старой школы» фантастических боевиков 90-х.

    Комментировать
  • Рецензия: «Судья» с Робертом Дауни-младшим

    14 октября 2014 / Тодд МакКарти

    Семейная драма, в которой Роберт Дауни-младший играет скользкого адвоката, а Роберт Дювалл — обвиняемого в убийстве судью.

    Комментировать
  • Рецензия: «Дорога на Берлин»

    04 мая 2015 / Эмилия Деменцова

    Военная драма без спецэффектов, трюков и бодрого героизма, снятая по повести Казакевича «Двое в степи».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора