Рецензия: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Рецензия: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
Постер фильма "Бэтмен против Супермена"

Репутацию Супермена втаптывают в грязь чуть ли не на самом старте. В разгар битвы между Человеком из стали и генералом Зодом Брюс Уэйн, пробираясь сквозь клубы пыли и обломки зданий, направляется к одной из высоток Метрополиса. Сотрудник компании произносит молитву, после чего 33-летний спаситель, чей силуэт в свете солнечного гало приобретает божественное сияние, разносит к чертям многоэтажную башню. А металлические обломки, напоминающие по форме крест, едва не падают на девочку, которую в последний миг вытаскивает из развалин седоватый миллиардер. Что ж, вызов принят.

В кинокомиксах при столкновении добра и зла темная сторона редко терпит полное фиаско. В качестве утешительного приза — сопутствующий урон, нанесенный в ходе схватки. Именно этого бонуса старался лишать злодеев Бэтмен. Где жизнь — там возможность, даже если речь идет о последнем мерзавце (хотя история комиксов помнит много случаев, когда руки героя были окрашены в багровый цвет).

Сложно представить издевку, которая сверлила бы злодейское самолюбие изощреннее. В ответ затевалась занятнейшая игра по уничтожению кодекса чести Темного рыцаря. Искры вражды согревали связь между героем и злодеями,  и со временем их сражения стали напоминать ссоры непримиримых родственников. Какие только милые прозвища не придумывали готэмские негодяи: Мышонок, Ушастый, Би-мен, Би, бедняжка Бэтс. Любое противостояние воспринималось и должно было восприниматься близко к сердцу. Потому наблюдать даже за ничем не примечательным мордобоем было жуть как увлекательно, ведь в каждом ударе чувствовались горечь, гнев и обида. В «Бэтмене против Супермена» заскорузлый кулак летит по другой траектории, и начинает он свое движение с обычного недопонимания.

Зак Снайдер не лукавил, говоря о том, что Бэтмену Нолана сложно было бы существовать во вселенной «Человека из стали» и наоборот. В новой истории Темный рыцарь сначала стращает бандитов, а потом, сидя за рулем мурлыкающего бэтмобиля, размазывает по асфальту их черепушки. В это время Супермен с помощью твердых лбов неприятелей делает вентиляционные отверстия в душных зданиях городов и одной пустыни. Основа основ пошатнулась, и выбор между двумя убийцами не так очевиден. 

Макабрический тон, депрессовый Бэтмен и потерянный Супермен. Так и напрашивается аналогия с какими-нибудь висельником из готических романов, из-под ног которого вышибли табуретку и чья тень, словно маятник Ньютона, скучно отбивает такт. Вот только сравнение будет не совсем справедливым. Но коль уж начали, то даже в этом случае «Бэтмену против Супермена» достанет сноровки, чтобы схватиться за веревку, выполнить пару акробатических упражнений, самодовольно поиграть мускулами и только потом испустить последний вздох.

В отличие от ветхо- и новозаветной «Эры Альтрона», в «Бэтмене против Супермена» библейской тематике уделяется меньше внимания. Балом здесь правят мифы. Снайдер не разменивается по мелочам: если воинский рык, то сравнимый по пронзительности с плачем Ахилла; если боевой размах, то в масштабах «Одиссеи» или хотя бы «Энеиды»; если сила, то Атланта (будь прототипом Супермена Самсон, вьющийся локон пригодился бы герою не только для красоты).

Под стать этому идеи, затронутые Снайдером. Перед нами история о сверхчеловеке, ставящем себя выше закона, и обидчивом полубоге, чья милость в любой момент может смениться гневом. И пускай в этом сюжете мало чего нового, магнетизм выведенных в название имен придает происходящему веса. Слабость к криптониту проявляется у «Бэтмена против Супермена» в другом: после многих сцен и диалогов с участием титульных супергероев сложно отделаться от привкуса жеваной бумаги. Редкий случай, когда обволакивающий информационный шум, таблоидные заголовки (Лоренс Фишберн в них особенно преуспел), всевозможные ток-шоу и споры в унылых кабинетах политиков слушать гораздо интереснее, чем обиняки двух могучих титанов.

Вакуум исчезает с появлением субтильного героя Джесси Айзенберга. Трикстера предыдущих киновоплощений Лекса Лютора или, лучше сказать, ревнивого Фауста, у которого «много ума, но мало силы», чтобы вступить в пантеон полубогов. Неудивительно, что на пути к цели он прибегает к старым проверенным методам: окунается с головой в современную алхимию и ближе к концу проводит языческий обряд с использованием своей крови. В конце концов, все трое — честолюбцы, готовые с бесстрашием Прометея оправдывать разрушительные приступы мессианства.     

В своих речах Лютор красочно расшифровывает чуть ли не все коды — да так, что в какой-то момент считывать с экрана становится попросту нечего. Снайдер отлично обрисовывает архетипы, но будто бы отказывается их развивать. В итоге не остается ничего иного, как терпеливо сидеть и ждать, когда супергеройская экстраваганза во главе с Чудо-женщиной и двумя парнями на подтанцовке вспомнит уроки хореографии из «300 спартанцев» и пустится в пляс. В перерывах можно пересчитать наряды Бэтмена, впрыгивающего и выпрыгивающего из них с ловкостью Барби. Или посмеяться над «гипнотическими» очками Кларка Кента, которые продолжают радовать своей неуместностью в хмуром мире Снайдера. Магический реализм, не иначе. Это так же по-хорошему нелепо, как играть Моцарта на молнии ширинки (привет одному из героев сериала «Безумцы»), или использовать подобный пример в тексте про «Бэтмена против Супермена». Но что тут поделаешь… Кинокомиксы.

Зак промахивается не раз и не два (хорошо, не три и не четыре), но задача минимум выполнена: путь к «Лиге справедливости» проложен, и почва для обновления супергеройской вселенной (а то и мультивселенной) заложена. В случае с «Бэтменом против Супермена» новая тропа завораживает лишь фрагментами. К пейзажам быстро привыкаешь, и на смену захватывающей прогулке приходит монотонное и медитативное путешествие, во время которого Снайдер слишком много времени дает на раздумья.   

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (Batman v Superman: Dawn of Justice​) / США, 2016 г. 153 мин. Режиссер: Зак Снайдер. В ролях: Генри Кавилл, Бен Аффлек, Гал Гадот, Джейсон Момоа, Эми Адамс, Джесси Айзенберг, Дайан Лэйн, Лоренс Фишберн, Джереми Айронс, Холли Хантер. В прокате с 24 марта («Каро-Премьер»)

Материалы по теме

  • Новая жизнь компании DC Comics

    07 января 2016 / Борис Кит

    THR побывал в старом и новом офисах студии, понаблюдал за переездом в штаб-квартиру Warner Bros. и увидел экспонаты вселенной DC — от первых номеров «Супермена» и «Чудо-женщины» до рисунков бэтмобиля. Фанаты, завидуйте!

    Комментировать
  • Кристофер Нолан благословил Зака Снайдера на работу над «Бэтменом против Супермена»

    28 января 2016 / Редакция THR Russia

    «Ему непросто дались эти слова, — говорит Зак. — Но я бы на его месте почувствовал то же самое».

    Комментировать
  • Гал Гадот о «Чудо-женщине»: «Сначала я думала, что пробуюсь на Женщину-кошку»

    29 января 2016 / Редакция THR Russia

    «12 лет я занималась танцами. А теперь мне платят за тренировки и сумасшедшие трюки с лассо», — признается актриса.

    Комментировать
  • Зак Снайдер о «Человеке из стали»: «Если вы фанат комиксов, то знаете, что я ничего не менял»

    08 февраля 2016 / Редакция THR Russia

    Режиссер «Бэтмена против Супермена» ответил на критику и заявил, что следует духу первоисточника.

    Комментировать
  • Кристиан Бэйл против Бена Аффлека: На заре мультивселенной

    15 марта 2016 / Грэм МакМиллан

    Вспомнив историю комиксов DC, THR задумался, хватит ли Warner Bros. духу создать мир, в котором возможны несколько Суперменов и Бэтменов.

    Комментировать
  • Подлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть первая

    17 марта 2016 / Ян Крылов

    В преддверии выхода фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» THR изучил историю рождения 2 главных супергероев комиксов, их последовавшего знакомства и дружбы.

    Комментировать
  • Зак Снайдер о «Бэтмене против Супермена»: «Это фильм, где мужик в красно-синем трико дерется с мужиком в черном трико»

    18 марта 2016 / Татьяна Зигель

    Семейный дуэт режиссера и продюсера поговорил с THR об успехе «Дэдпула», сравнил DC и Marvel и порассуждал о роли музы в творчестве.

    Комментировать
  • Подлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть вторая

    24 марта 2016 / Ян Крылов

    THR продолжает знакомить читателей с совместными подвигами Бэтмена и Супермена на страницах комиксов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus