Канны 2014: «Слова, прощайте» Годара и «Соль Земли» Вендерса в дневниках Никиты Карцева

Канны 2014: «Слова, прощайте» Годара и «Соль Земли» Вендерса в дневниках Никиты Карцева
Кадр из фильма "Прощай, речь"

"Слова, прощайте" Годара — на удивление зрелищное и, несмотря на чехарду на экране, вполне внятное кино. Вычленять один смысл из общей бессмыслицы — дело неблагодарное. Но есть в этой 3D-зарисовке на час с лишним, полной отрывочных фраз, цитат из Рильке, проклятий в сторону Гитлера и беспомощности слов, и пара повторяющихся образов. Это пара: мужчина и женщина, явно исследующих границы собственной животной природы (она все время ходит голой, а он сидит на горшке и самоотверженно испражняется, представляя себя в образе "Мыслителя" Родена). И их собака — "единственное существо, которое любит других больше, чем себя".

Мужчина и женщина ссорятся, постепенно теряя общий язык. В отсутствие хотя бы намека на наличие нарратива, Годар показывает их отчуждение гениальным приемом: вдруг начинает транслировать на каждое стекло 3D-очков разную картинку. Слева — она, справа — он, в другой части комнаты. Скрещенные вместе, эти два изображения буквально взрывают глазные яблоки.

Продолжая издевательства над своими героями (и попутно, как всегда — над кино как таковым), Годар совсем уж сентиментально восхищается собакой. Как он любуется облачками на небе и опавшими в пруд листьями. Впрочем, кажется, все заканчивается хорошо.

Показанный накануне в "Особом взгляде" документальный фильм Вима Вендерсаоль Земли", наоборот, образец стройности мысли и мастерски выстроенной истории. Главный герой — выдающийся социальный фотограф, бразилец Себастьяно Сальгадо (его сын, Джулиано Рибейро Сальгадо выступил на проекте вторым режиссером).

В его послужном списке — шокирующие фотоальбомы из самых бесчеловечных уголков планеты. Он снимал в Руанде в разгар геноцида, и в Югославии в момент кровавого развала страны. Теперь же он — аккуратный старик с лысой головой и седыми бровями, который сидит напротив собственных ужасающих (и ужасающе прекрасных) снимков и спокойным голосом рассказывает о пережитом опыте.

Вендерс следует стилистике своего героя: "Соль Земли", как и его фотографии, почти полностью черно-белый. И такой же деликатный и неспешный, как Сальгадо. Главная же заслуга фильма — в том, как тонко и аккуратно он подводит зрителя к финалу, в котором есть мораль, но совсем нет назидательности.

Из предыдущих дневников фестиваля вы сможете узнать о том, как встретили «Принцессу Монако» и Николь Кидман, почитать о новых картинах Майка Ли и Атома Эгояна, о подробностях биографической ленты об Иве Сен-Лоране, о свежих работах Томми Ли Джонса и Дэвида Кроненберга, а также о «вечно плачущей» Марион Котийяр и щеголяющем в трико Ченнинге Татуме.

Материалы по теме

  • «Оскар» 2015: Кто так и не попал в номинанты

    17 января 2015 / Редакция THR Russia

    Дженнифер Энистон, Джейк Джилленхол, Эми Адамс, «Лего. Фильм», «Исчезнувшая» и все те, кого проигнорировала Киноакадемия.

    Комментировать
  • Ремейк криминальной драмы «Лицо со шрамом» нашел сценариста

    18 марта 2015 / Редакция THR Russia

    Переработкой текста, написанного режиссером «Ярости» Дэвидом Эйром и оскаровским номинантом Полом Аттанасио, займется Джонатан Херман.

    Комментировать
  • ММКФ 2015. Блог Никиты Михалкова. День седьмой

    26 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Каждый день президент Московского международного кинофестиваля делится своими мыслями о главном кинособытии года с читателями THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus